Биология
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии
с:
- Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. N 1599);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) (зарегистрирован Минюстом
России 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930);
-
Приказ Министерства просвещения
РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”
-
Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарных правил СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Базисным учебным планом для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида
(Приложения к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №
29/2065-п);
-
Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с
умственной отсталостью (1 вариант) МБОУ «СКШИ VIII вида» г. Чернушка.
Учебный предмет «Биология» относится к
предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 7 -9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю) в каждом из перечисленных классов.
Цель учебного предмета -
формирование элементарных знаний об окружающем мире, умения ориентироваться в мире
растений, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа
по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах,
получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между
данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его
содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Задачи обучения:
−
формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений;
−
формирование умений и навыков практического применения биологических
знаний: приемам выращивания и ухода за растениями, использованию знаний для
решения бытовых и экологических проблем;
−
формирование навыков правильного поведения
в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому,
санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
−
развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас,
развивать связную речь и другие психические функции;
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основными
организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная,
индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается
использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при
котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
− репродуктивный метод (воспроизведение и
применение информации);
− метод проблемного изложения материала
(постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются
сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет,
обучающиеся самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических
работ, опытов; в ходе проведения
экскурсий).
Учебники, используемые при изучении данного учебного предмета,
входят в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): Биология,
А.И.
Никишов, А.В. Теремов – 7,8 класс, Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
М.: Просвещение.
Рабочая учебная программа включает в
себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, структуру
предмета, место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,
метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, учебно – методическое
(материально-техническое) обеспечение.