Русский язык (письмо и развитие речи)
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
разработана в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. N 1599);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) (зарегистрирован Минюстом
России 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930);
-
Приказ Министерства просвещения
РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”
-
Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарных правил СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Базисным учебным планом для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида
(Приложения к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №
29/2065-п);
-
Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с
умственной отсталостью (1 вариант) МБОУ
«СКШИ VIII вида» г.
Чернушка.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Русский язык» в 1 классе составляет 99 часов в год (3 часа в
неделю, 33 рабочих недель), во 2-4
классах составляет также 99 часов в год (3 часа в неделю). Из части,
формируемой участниками образовательных отношений, расширено содержание
предмета на 2 часа, таким образом общее количество часов составило 170 часов. В
5 - 8 классах рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Из части, формируемой
участниками образовательных отношений, расширено содержание предмета в 5 и 6
классах на 1 час, таким образом общее количество часов составило 170 часов.
Учебный
предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является
обязательной частью учебного плана. Включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Обучение
русскому языку в I - IV и дополнительном классах предусматривает включение в
учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению
грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические
упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая
практика".
Изучение
всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие
задачи:
уточнение
и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой
основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование
первоначальных "дограмматических" понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
овладение
различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач;
коррекция
недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование
основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания
по структуре и содержанию;
развитие
навыков устной коммуникации;
формирование
положительных нравственных качеств и свойств личности.
Изучение
учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых
навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение
поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
-расширение
представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
-ознакомление
с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
-использование
усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических
(коммуникативно-речевых) задач;
-развитие
положительных качеств и свойств личности.
Учебники, используемые при изучении данного учебного
предмета, входят в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): Букварь, А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова, 2
части 1 класс; Русский язык, Э.В. Якубовская, Н.Г.
Галунчикова – 5-8 класс, Учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, М.:
Просвещение.
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую
характеристику учебного предмета, структуру предмета, место предмета в учебном плане, описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание
учебного предмета, учебно – методическое
(материально-техническое) обеспечение.