Изобразительное искусство (Рисование)
Рабочая программа по учебному предмету
"Рисование (изобразительное искусство)" (I – IV и V класс),
входит в предметную область
"Искусство" разработана в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. N 1599);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) (зарегистрирован Минюстом
России 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930);
-
Приказ Министерства просвещения
РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”
-
Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарных правил СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированной основной общеобразовательной
программой для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант) МБОУ «СКШИ VIII вида» г. Чернушка.
В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" рассчитана на 33 учебные недели
в 1 классе и 34 - во 2-5 классах (1 часа
в неделю).
Основной
целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия
формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а
также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные
задачи изучения предмета:
-воспитание
интереса к изобразительному искусству;
-раскрытие
значения изобразительного искусства в жизни человека;
-воспитание
в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
-формирование
элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах;
-расширение
художественно-эстетического кругозора;
-развитие
эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их
содержание и формулировать своего мнения о них;
-формирование
знаний элементарных основ реалистического рисунка;
-обучение
изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в
нетрадиционных техниках;
-обучение
разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
-обучение
правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых
в разных видах изобразительной деятельности;
-формирование
умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по
памяти, представлению и воображению;
-развитие
умения выполнять тематические и декоративные композиции;
-воспитание
у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция
недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции
познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
развитии
аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения
ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции
ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
развитии
зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
В результате обучения
изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается
цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными художественными
материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные
особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять
пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая основное
сходство.
На уроках по изобразительному
искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности,
проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих
теме определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности:
опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях
окружающей действительности и зрительно-двигательные представления – способы
изображений увиденного.
На втором году обучения осуществляется
закрепление полученных знаний о художественных материалах и технических
способах работы с ними.
В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта (низкий
рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются умения вырезать
силуэт изображения по линии сложенного контура.
Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с приемами
работы гуашью.
Особое место отведено
способам выделения изображения из фона, поскольку обучающимися эта задача
самостоятельно не решается.
Обучение
изобразительному искусству в 3 классе способствует дальнейшему формированию у
обучающихся базы для творческой деятельности (расширяется опыт относительных
полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей
действительности и способов изображения увиденного): развивается способность
изображать предмет с натуры, выполнять задания декоративного характера или на
заданные темы, которые требуют привлечения определенных творческих усилий.
На четвертом году
обучения продолжается работа по формированию
у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к
изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных
способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы
мастеров в различных видах жанров
изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с
натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями
народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у
обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью
украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
Содержание
программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период
обучения", "Обучение композиционной деятельности",
"Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений
искусства".
Учебники, используемые при изучении данного учебного
предмета, входят в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
ИЗО
М.Ю. Рау, М.А Зыкова, 1, 2 . 3 , 4, 5 класс; Учебники для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы, М.: Просвещение.
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую
характеристику учебного предмета, структуру предмета, место предмета в учебном плане, описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание
учебного предмета, учебно – методическое
(материально-техническое) обеспечение.