изо 5-7.pdf

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству
Для обучающихся 5-7 классов 8 вида
Составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8
вида под редакцией В.В.Воронковой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник № 1, Москва 2000г.
Цель: развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в
работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения
следующих основных:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ: Ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного,
декоративно- прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна. Формирования
элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно полезной
деятельности. Развития у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планирования работы,
последовательном выполнении рисунка. Развития у обучающихся эстетических чувств,умения видеть и
понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства,
воспитывать активное эмоционально- эстетическое отношение к ним
КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ: Расширения, уточнения словарного запаса детей за счет специальной
лексики, совершенствования фразовой речи Коррекции недостатков развития познавательной
деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания совершенствования
у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами Улучшения зрительно- двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного
материала
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ: Развитий у обучающихся художественного вкуса, аккуратности,
настойчивости и самостоятельности в работе; содействии нравственному и трудовому воспитанию. Для
решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование
с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Содержанием уроков рисования является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом
графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько
ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две- три однотипные постановки, что обеспечит
хорошую видимость для всех обучающихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности обучающихся целесообразно подбирать такие предметы,
чтобы можно было проводить реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский
строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные
варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.). Рисованию с натуры обязательно предшествует
изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкций, величины
составных частей, цвета и их взаимногорасположения. У обучающихся важно выработать потребность
сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для
этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться
вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильного рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни
и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5- 7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и
навыки, полученные на уроках рисования с натуры, обучающиеся переносят на рисунки тематического
характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и
соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться
значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая
теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить обучающимся определить сюжет,
назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности
нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это
возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги
следует активнее включать комбинированную деятельность обучающихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный
материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать о
применении диафильмов
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В 5-7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не
более трех- четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6
предметов декоративно- прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у
обучающихся умения определятьсюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а
также некоторые доступные для осмысления умственно- отсталых школьников средства художественной
выразительности.
Под влиянием обучения у обучающихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на
картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми
художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц,
краски и т.д.). Этому учитель учит детей: ставить вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по
картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи,
картинные галереи и мастерские живописцев, в места народных художественных промыслов.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных
для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов,
пригласительных билетов и т.д.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с
отдельными образцами декоративно- прикладного искусства. Демонстрация произведений народных
мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время
занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках,
знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами
быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление
узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление
узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или
чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственноотсталых школьников.

№
пп

1

2
3

4

Тема урока

1 четверть - 8час
Беседа на тему: "Произведения
мастеров народных художественных
промыслов и искусство родного
края"
Рисование узора в полосе из
повторяющихся (чередующихся)
элементов
Самостоятельное составление в
полосе узора из растительных
элементов (чередование по форме и
цвету)
Рисование геометрического
орнамента в круге

5

Рисование простого натюрморта

6

Рисование симметричного узора по
образцу
Декоративное рисование- узор в
круге из стилизованных природных
форм
Рисование с натуры объемного
предмета симметричной формы
2 четверть - 8 час
Беседа «Декоративно-прикладное
искусство»
Рисование с натуры дорожных
знаков треугольной формы

7
8
1
2
3

Рисование с натуры объемного
предмета конической формы

4

Беседа на тему: «Народное
декоративно- прикладное
искусство»
Декоративное рисованиеоформление новогоднего
пригласительного билета
Рисование новогодних
карнавальных очков

5 класс
Практическая
работа

Дата
20172018гг по
плану

Дата
20172018гг по
факту

Беседа

04.09.

04.09.

Рисование веток,
ягод, листьев

11.09.

11.09.

Рисование в полосе
узора из
растительных
элементов
Построение четырех
овалов-лепестков на
осевых линиях круга
Рисование
натюрморта: яблоко
и керамический
стакан
Рисование узора

18.09.

18.09.

25.09.

25.09.

02.10.

02.10.

09.10.

09.10.

Рисование узора в
круге

16.10.

16.10.

Рисование
керамической вазы

23.10.

23.10.

Беседа
Рисование знаков
«Крутой спуск»,
«Дорожные работы»
Рисование
пирамидки разных
цветов

Беседа

7

Рисование на тему «Лес зимой»
карандашом

Декоративное
рисование
новогоднего билета
Рисование
новогодних
карнавальных очков
Набросок рисунка: на
переднем плане
пушистая ель и
небольшая березка;
затем полянка, по
которой бежит
лыжник, чуть дальше
заснеженный лес

8

Рисование на тему «Лес зимой» в
цвете

Продолжение
работы

5
6

Примечание

1
2

3 четверть - 10 час
Беседа об изобразительном
искусстве "Картины художников о
школе, товарищах и семье "
Рисование с натуры фигуры
человека

Беседа
Рисование с натуры
фигуры человека
(позирующий
ученик)
Рисование рисунка:
дома и деревья в
снегу, дети лепят
снеговика, катаются
на коньках…
Рисование
цветочного горшка с
растением
Рисование елочки по
углам квадрата,
веточки- посередине
сторон
Рисование часов с
прямоугольным
циферблатом

3

Рисование на тему «Зимние
развлечения»

4

Рисование с натуры цветочного
горшка с растением

5

Рисование в квадрате узора из
растительных форм с применением
осевых линий

6

Рисование с натуры объемного
прямоугольного предмета

7

Беседа об изобразительном
искусстве с показом репродукций на
тему «Мы победили»
Декоративное рисование плаката «8
Марта»
Рисование с натуры объемного
прямоугольного предмета
Рисование с натуры объемного
прямоугольного предмета,
повернутого к учащимся углом
4 четверть - 8 час
Рисование с натуры объемного
предмета, расположенного выше
уровня зрения
Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения
Рисование с натуры игрушки

Беседа

Декоративное рисованиесамостоятельное составление узора
из растительных переработанных
элементов в геометрической форме
Рисование симметричных форм:
насекомые- бабочка
Рисование с натуры весенних цветов
несложной формы
Составление узора в круге с
применением осевых линий и
использование переработанных
форм
Беседа об изобразительном
искусстве с показом репродукции
картин на тему о Великой
Отечественной войне против
немецко- фашистских захватчиков

Рисование узора по
выбору учащихся

8
9
10

1
2
3
4

5
6
7

8

Рисование плаката «8
Марта»
Рисование коробки
Рисование аквариума
с рыбками

Рисование
скворечника

Иллюстрирование
Рисование
грузовика

Рисование
симметричных форм
Рисование цветов
Составление узора,
например, стрекозы и
цветка тюльпана

Беседа

№
пп

1
2
3

Тема урока

1 четверть - 8 час
Беседа на тему «Декоративноприкладное искусство».
Составление сетчатого узора для
детской ткани
Рисование несложного натюрморта
из фруктов карандашом

4

Рисование несложного натюрморта
из фруктов красками

5

Декоративное рисованиесоставление симметричного узора
Рисование несложного натюрморта
из овощей карандашом

6
7
8
1
2
3
4
5

Рисование несложного натюрморта
из овощей красками
Декоративное рисованиесоставление эскиза для значка
2 четверть - 8 час
Рисование по памяти и по
представлению
Рисование с натуры игрушки
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного материала
Рисование на тему «Что мы видели
на стройке»

6

Беседа на тему: «Скульптура как
вид изобразительного искусства

7

Рисование новогодней открытки

8

Рисование новогодних
карнавальных масок

1

3 четверть - 10 час
Рисование с натуры предметов
цилиндрической формы

4
5
6
7

Беседа на тему «Прошлое нашей
Родины в произведениях живописи»
Рисование с натуры объемного
предмета конической формы
Рисование с натуры объемного
предмета сложной формы
Рисование с натуры объемного
предмета сложной формы

8

Рисование «ленточного» шрифта по

2
3

6 класс
Практическая
работа

Дата
20172018гг по
плану

Дата
20172018гг по
факту

Беседа

04.09.

04.09.

Составление
сетчатого рисунка
Рисование
натюрморта яблоко и
груша
Рисование
натюрморта яблоко и
груша
Декоративное
рисование
Рисование
натюрморта морковь
и огурец
Рисование
натюрморта

11.09.

11.09.

18.09.

18.09.

25.09.

25.09.

02.10.

02.10.

09.10.

09.10.

16.10.

16.10.

23.10.

23.10.

Рисование на
свободную тему
Рисование с натуры
игрушки
Рисование построек
Рисование
многоэтажный дом,
подъемный кран,
стрела которого
несет панель т.д.

Рисование
эмалированной
кастрюли и кружки
Беседа
Рисование
кофейника
Рисование вазы,
кувшина
Рисование
подсвечника со
свечкой
Рисование отдельных

Примечание

9

клеткам

10

Иллюстрирование отрывка
литературного произведения

1
2
3
4

5
6
7
8

4 четверть - 8 час
Рисование по памяти и по
представлению
Рисование с натуры птицы
Тематический рисунок «Птицынаши друзья»

Рисование с натуры предмета
шаровидной формы
Декоративное оформление
почтового конверта
Рисование с натуры предмета
шаровидной формы
Беседа об изобразительном
искусстве с показом репродукций
картин о Великой Отечественной
войне против немецко- фашистских
захватчиков

слов ленточным
шрифтом
Иллюстрирование
отрывка из «Сказки о
царе Салтане» А.С.
Пушкин
Рисование на
свободную тем
Рисование птицы
Рисунок: весна,ярко
светит солнце,
деревья с
распустившимися
листочками, в
голубом небе птицы,
на переднем плане
скворечник, на ветке
сидит скворец,
надпись: «Птицы –
наши друзья»
Рисование глобуса
Тема рисунка по
выбору
Рисование куклыневаляшки

Беседа

7 класс
№
пп

1

2
3

4

5

6
7

Тема урока

1 четверть - 8 час
Рисование с натуры объемного
предмета прямоугольной формы,
повернутого углом
Рисование с натуры объемного
предмета прямоугольной формы
Беседа на тему «Виды
изобразительного искусства.
Живопись».
Рисование с натуры двух предметов
цилиндрической формы,
расположенных ниже уровня зрения
Рисование по представлению
объемного предмета
цилиндрической формы с вырезом
¼ части
Рисование с натуры предмета,
имеющего форму усеченного конуса
Беседа об изобразительном

Практическая
работа

Дата
20172018гг по
плану

Дата
20172018гг по
факту

Рисование коробки,
обернутой цветной
бумагой и
перевязанной лентой
Рисование стопы из
5-6 толстых книг
Беседа

04.09.

04.09.

11.09.

11.09.

18.09.

18.09.

Рисование кастрюли
и кружки

25.09.

25.09.

Рисование торта,
сыра

02.10.

02.10.

Рисование
цветочного горшка
Беседа

09.10.

09.10.

16.10.

16.10.

Примечание

8

1

искусстве на тему «Выразительные
средства живописи. Изменение
цвета в зависимости от освещения:
солнечное освещение, семерки,
пасмурная погода. Холодная и
теплая цветовая
гамма.Композиция.»
Изготовление из бумаги шапочки- Изготовление
пилотки и украшение ее узором
пилотки и ее
украшение
2 четверть - 8 час
Тематическое рисование.
Рисование осеннего
Выполнение на основе наблюдений леса
зарисовок осеннего леса

2

Рисование с натуры предмета
комбинированной формы

3

Рисование с натуры объемных
предметов- посуда
Беседа на тему «Виды
изобразительного искусства.
Скульптура»

4

5
6

7

8

1
2

3
4
5
6
7
8

Рисование с натуры предмета
комбинированной формы
Беседа на тему «Виды
изобразительного искусства.
Архитектура.»
Разработка декоративной
композиции, посвященной
школьному празднику
Декоративное рисование
3 четверть - 10 час
Тематическое рисование.
Выполнение на основе наблюдений
зарисовок зимнего леса
Беседа на тему «Виды
изобразительного искусства.
Графика.»
Выполнение эскизов элементов
оформления книги
Рисование с натуры объемных
предметов округлой формы
Рисование с натуры объемных
предметов округлой формы
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного материала
Рисование с натуры предметов
комбинированной формы
Декоративное рисование

9

Рисование с натуры предметов
комбинированной формы

10

Демонстрация учебного фильма
«Народное декоративноприкладное искусство России».

Рисование
подсвечника со
свечой
Рисование чайного
сервиза
Рисование народной
скульптурыигрушки, ее
образность и
выразительность
Рисование
настольной лампы
Беседа
Эскиз оформления
сцены
Изготовление макета
пригласительного
билета
Рисование зимнего
леса
Беседа
Рисование буквиц,
концовок
Рисование фруктов
Рисование овощей
Рисование башни
Рисование с натуры
вазы
Составление узора
для вазы
Рисование столярных
или слесарных
инструментов
Беседа

23.10.

23.10.

1
2
3
4
5

6
7
8

4 четверть - 8 час
Беседа на тему «Виды
изобразительного искусства.
Городецкая роспись.»
Рисование с натуры предметов
комбинированной формы
Рисование с натуры предметов
комбинированной формы
Разработка эскиза плаката ко Дню
Победы
Выполнение эскиза медали
(эмблемы) посвященной
спортивным соревнованиям
Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения
Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения
Беседа об изобразительном
искусстве с показом репродукций
картин о Великой Отечественной
войне

Беседа
Рисование чайника
или самовара
Рисование игрушки
Эскиз плаката с
текстом
Рисование эскиза
медали
Иллюстрирование
отрывка
Иллюстрирование
отрывка
Беседа

Требования к знаниям, умениям и навыкам с 5- 7 классы
5 КЛАСС
Обучающиеся должны уметь: Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их
строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому), определять предметы
симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
применяя осевые линии; Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин
предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к обучающимся, выше уровня
зрения); Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; Пользоваться элементарными
приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; Употреблять в речи слова,
обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; Рассказывать
содержание картины
Обучающиеся должны знать: Названия рассмотренных на уроках произведений
изобразительного искусства; Определять эмоциональное состояние изображенных на картине
лиц

6 КЛАСС
Обучающиеся должны уметь: Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для
проверки правильности рисунка; Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их
объемную форму; Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на
темы; Сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке
ошибки; Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, в изобразительной
деятельности; Найти в картине главное, рассказать содержание картины.
Обучающиеся должны знать: Названия рассмотренных на уроках произведений
изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров

7 КЛАСС
Обучающиеся должны уметь: Передавать форму, строение , величину, цвет и положение в
пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при
построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
Изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой формы, передавая
их объем и окраску; Проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера,
стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных
геометрических формах, применяя осевые линии; Использовать прием загораживания одних
предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом
зрительного уменьшения; Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и
высказывать о них оценочные суждения
Обучающиеся должны знать: Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с
натуры, декоративное рисование, рисование на тему); Отличительные признаки видов
изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративноприкладное творчество); Основные средства выразительности живописи (цвет, композиция,
освещение); Особенности некоторых материалов используемых в изобразительном искусстве
(акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор); Отличительные особенности
произведений декоративно- прикладного искусства; Названия крупнейших музеев страны


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».