Природоведение
Рабочая программа
по учебному предмету «Природоведение»
разработана в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. N 1599);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) (зарегистрирован Минюстом
России 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930);
-
Приказ Министерства просвещения
РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”
-
Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарных правил СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Базисным учебным планом для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида
(Приложения к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №
29/2065-п);
-
Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с
умственной отсталостью (1 вариант) МБОУ
«СКШИ VIII вида» г.
Чернушка.
Учебный
предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Природоведение» в 5 и 6 классах рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2
часа в неделю) в каждом классе.
Цель учебного предмета «Природоведение - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Задачи
обучения:
−
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
−
демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
−
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
−
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
−
воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая
программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие
задачи:
−
формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном
виде в естественных условиях;
−
формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
−
формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации;
−
формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из
тех, которые были изучены на уроках;
−
формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;
−
знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
−
умение обсуждать изученное, рассказать
о предмете изучения;
Программа по природоведению состоит из шести разделов: "Вселенная",
"Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия",
"Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
Основными
организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная,
групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При
проведении уроков природоведения предполагается использование следующих
методов:
− объяснительно-иллюстративный
метод, метод при котором учитель объясняет,
а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением
в него элементов беседы или объяснения,
сопровождающегося демонстрацией
опытов);
− репродуктивный метод
(воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного
изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый
метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод
(учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных
и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел
неживой природы при проведении опытов);
− проведение
природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на
усвоение изученного материала;
− проведение словарной
работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение
значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником
(первичное, выборочное и объяснительное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и выполнение
заданий, направленных на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать
причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в
рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Курс "Природоведение" не только
обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных
представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и
естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Учебники, используемые при изучении данного учебного
предмета, входят в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): Природоведение, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина - 5, 6 класс; Учебники для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
М.: Просвещение.
Рабочая учебная
программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного
предмета, структуру предмета, место
предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные
достижения учащихся), содержание учебного предмета, учебно – методическое (материально-техническое)
обеспечение.