Логопедия ОР 3-7 классы "Особый ребенок" pdf

1

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначается для детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью обучающихся в С(К)ОУ VIII вида. Отсутствие четкого планирования по
логопедии для детей класса «Особый ребенок» привело к необходимости создания данной
программы.
Настоящая программа по логопедии составлена на основе:
- Учебно – методического пособия «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми
нарушениями интеллекта в современную образовательную среду», в 2 х частях. Ч. 1.
Пермь, ПКИПКРО, 2010.
- Программы «Программа Кузьминых Е. Л. Формирование коммуникативной функции
речи у учащихся 1 - 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: Учебная
программа (Управление образования администрации г. Екатеринбурга). 2000. - 73 с.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1.
Методические
рекомендации
«Организация
логопедической
работы
во
вспомогательной школе» из сборника приказов и инструкций Министерства просвещения
РСФСР за сентябрь-октябрь 1980 года № 27-28;
2. Федеральный базисный учебный план пр. Мин. Обр. РФ от 10. 04. 2004 г.№ 29 (2065 –
п) специальной (коррекционной ) школы – интерната VIII вида.
3. Закон РФ «Об образовании».
4. Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь.
2004
Цель: устранение нарушений устной речи у детей класса «Особый ребенок».
Задачи:
- развитие психологических предпосылок к обучению;
- развитие пространственно – временных представлений;
- развитие фонематического восприятия;
- работать над анализом и синтезом звукового состава речи;
- обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей;
- формировать грамматически правильную речь;
- формировать коммуникативную функцию речи;
- формировать правильное звукопроизношение;
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов действия и ключевых
компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебно –
методическим пособием «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями
интеллекта в современную образовательную среду», логикой внутри предметных связей, а
также с возрастными особенностями развития и структурой дефекта учащихся.
В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование,
включающее в себя: изучение нарушений устной речи, психических процессов и
познавательной деятельности, заполняются речевые карты, комплектуются группы по
однородности речевых нарушений, составляются перспективные планы индивидуальной
коррекционно-развивающей работы.

2

Для индивидуальной работы объединяются дети со сходными недостатками
произносительной стороны речи.
Предусмотрены фронтальные занятия по
формированию лексико-грамматической стороны речи.
В ходе реализации данной программы формируется психофизиологическая основа речи,
вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, учащиеся подводятся к
необходимости общения, развивается потребность в нем. Формируется мотивационная
основа высказывания, развивается речевая активность, функции подражательной
деятельности и отраженной речи.
Для реализации описанного курса используются следующие формы логопедической
работы: внеклассные занятия (экскурсии, утренники, конкурсы чтецов, недели
логопедии); классные занятия: групповые 30 минут, подгрупповые по 30 минут,
индивидуальные по 15 минут по следующей учебной сетке:
Занятия по формированию произносительной стороны речи – 2 раза в неделю по 30
минут.
Занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи – 2 раза в неделю
по 30 минут.
Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей
построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и
учитывает общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и
др.), а также при обучении учитывается неоднородность состава класса и осуществляется
дифференцированный подход к учащимся.
Программа рекомендует использование следующих методов:
1. По способам подачи речевого материала: репродуктивный (выполнение системы
упражнений), проблемное изложение (объяснение материала для решения проблемной
ситуации, логические упражнения), частично-поисковый (творческое использование
речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения), звуковой аналитико –
синтетический метод.
2. Пo источнику знаний: практические (упражнения тренировочные, подражательноисполнительские, коррекционные, конструктивные, творческие); игры дидактические,
сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные (тренировки для дыхания,
голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики); наглядные (графические,
символические, иллюстративные, натуральные), словесные (слово, рассказ логопеда,
беседа: сообщающая, эвристическая, воспроизводящая; анализ речи: фонетический,
морфологический, синтаксический разборы). На занятиях используются такие
дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами.
Предложенная программа разработана на основе изучения методической и научной
литературы:
1. Библиотека логопеда. Коррекция нарушений речи у младших школьников. Авторы –
составители: С.Е.Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А.Маленьких. Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:
Пособие для логопеда. Москва, 2001
3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие
для учителя – логопеда. Москва. 2004

3

4. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Авторы методических рекомендаций: Лестова Н.А., Аюпова Е.Е., Перетягина А.Г. Пермь.
2010г.

Календарно – тематическое планирование (8 группа)
Групповые занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи.
По программе - -60 часов

Формирование
лексического
запаса

Формирование
грамматических
средств языка и
навыков связной
речи

Сенсомоторное
развитие

Игрушки.

Развитие умения
правильно называть
игрушки, из каких
деталей они состоят.
Группировка игрушек
по одному из
признаков (цвет,
форма, величина).
Формирование
умений запоминать и
выполнять
инструкции.

Различение и
употребление
существительных
мужского, женского и
среднего рода в ед.ч. в
И.п. Усвоение формы
повелительного
наклонения, выражение
просьбы («Дай кубик»).
Игра «Магазин
игрушек

Развитие тактильнокинестетических
ощущений (игра
«Определи на
ощупь»).
Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме)

2

Школьные
принадлежн
ости.

Воспроизведение
названий школьных
принадлежностей.

Формирование
однонаправленного
диалога: Что ты
делаешь? Формировать
навыки составления
предложений по
модели: обращение+
глагол повелительного
наклонения.

Развитие тактильнокинестетических
ощущений (игра
«Определи на
ощупь»).
Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме)

2

25.09
26.09

3

Овощи.
Огород.

Воспроизведение
названий овощей.
Употребление в речи
обобщающего
понятия овощи.
Различение овощей
по внешнему виду.
Формирование
умений запоминать и
выполнять
инструкции.

Формирование
однонаправленного
диалога: Что ты
делаешь? Формировать
навыки составления
предложений по
модели: обращение+
глагол повелительного
наклонения.

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выделение красного
цвета.
Знакомство с
формами:
круг.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

2

02.10
03.10

4

Фрукты.
Сад.

Воспроизведение
названий фруктов.

Формирование
однонаправленного

Развитие крупной и
мелкой моторики

2

09.10
10.10

№

Тема

п/п

1
1
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь
12
ч

Количе
ство
часов

2

Дата

2017-2018
По
плану

По
факту

18.09
19.09

4

Употребление в речи
обобщающего
понятия
фрукты.Различение
фруктов по внешнему
виду.
Формированиеумени
йзапоминать и
выполнять
инструкции.

диалога: Что ты
делаешь? Формировать
навыки составления
предложений по
модели: обращение+
глагол повелительного
наклонения (Ваня,
иди). Понимание и
употребление сущ-х в
ед.ч. и во мн.ч.

(игра по теме).
Выделение синего
цвета. Знакомство с
формами: квадрат.
Игры на
поддувание. Арт.
гимнастика.

5

Мебель.

Расширение
представлений детей
о мебели.
Воспроизведение
названий предметов
мебели, их деталей.
Формирование
умений запоминать и
выполнять
инструкции. Игра
«Поставим мебель
для куклы».

Формирование
однонаправленного
диалога: Что ты
делаешь? Формировать
навыки составления
предложений по
модели: обращение+
глагол повелительного
наклонения (Ваня,
иди). Понимание и
употребление сущ-х в
ед.ч. и во мн.ч.
Понимание и
употребление простых
предлогов: в (несу
куклу), на (сижу на
стуле).

Игра «Хлопки».
Пропевание серий
гласных звуков.
Упражнения на
развитие
динамического
праксиса рук:
выполнение
движений (левой,
правой рукой, двумя
руками).

4

16.10
17.10
23.10
24.10

6
2
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Я – человек.
Части тела.
Предметы
личной
гигиены.

Формирование
знаний детей о своем
теле. Обучение
различать, правильно
называть и
соотносить части
своего тела с частями
тела других детей.

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Употребление сущ-х
м., ж. рода.
Игра «Кто самый
внимательный?»

Упражнения на
развитие соматопространственной
ориентации.

4

06.11
07.11
13.11
14.11

7

Зима.
Зимние
развлечения

Развитие
представлений о
сезонных изменениях
в природе.

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.

Упражнения на
развитие временнопространственной
ориентации.
Проговаривание
серии гласных
звуков.

4

20.11
21.11
27.11
28.11

8

Деревья.
Новый год.

Воспроизведение
названий 3-4
деревьев, ѐлочных
игрушек. Различение
деревьев.

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч

Повторение слогов
с общим согласным.

4

04.12
05.12
11.12
12.12

16
ч

5

9

10
3
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Посуда.

Продукты
питания.

Воспроизведение
названий предметов
посуды и продуктов
питания. Упражнение
«Хитрая ложечка»

настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это?
Упражнение «Нарядим
ѐлочку».
Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это?

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.

18.12
19.12
25.12
26.12

4

15.01
16.01
22.01
23.01

Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

Воспроизведение
названий предметов
посуды и продуктов
питания. Упражнение
«Хитрая ложечка»
Знакомство с
признаками и
качествами
предметов.

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и
однородных
сказуемых.

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).

20
ч

4

Знакомство с
формами:
прямоугольник.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

11

Одежда.

Воспроизведение
названий предметов
одежды. Знакомство с
деталями одежды.
Знакомство с
признаками и
качествами
предметов. Игры
«Что надела
девочка?», «Что
надеваем?».

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и
однородных
сказуемых.
Употребление сущ-х
м., ж., ср. родов.

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

4

29.01
30.01
05.02
06.02

12

Обувь.

Воспроизведение

Повторение заданий на

Развитие крупной и

4

12.02

6

13

Семья.

названий предметов
обуви. Знакомство с
деталями обуви.
Знакомство с
признаками и
качествами
предметов. Игры
«Что надела
девочка?», «Что
надеваем?».

усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и
однородных
сказуемых.
Употребление сущ-х
м., ж., ср. родов.
Усложнение
синтаксической схемы
предложений за счет
включения имен сущ-х
в формах косвенных
падежей.

мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

Называние членов
семьи.

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и
однородных
сказуемых.
Употребление сущ-х
м., ж., ср. родов.
Усложнение
синтаксической схемы
предложений за счет
включения имен сущ-х
в формах косвенных
падежей.

Упражнение «Бусы
для мамы».
Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

4

26.02
27.02
05.03
06.03

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

4

12.03
13.03
19.03
20.03

Сказка «Репка».

14

Домашние
птицы.

Различение
домашних птиц и их
детенышей.
Воспроизведение
названий домашних
птиц. Расширение
представления о том,
как человек заботится
о домашних птицах.
Игра «Кто мама?»

13.02
19.02
20.02

7

однородных
сказуемых.
Употребление сущ-х
м., ж., ср. родов.
Усложнение
синтаксической схемы
предложений за счет
включения имен сущ-х
в формах косвенных
падежей.
Работа по
дифференциации форм
1-го и 3-го лица глагола
(иду – идѐт).
Дифференциация форм
И. п. и косвенных
падежей.

15
4
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Дикие
животные.
Весна.

Различение и
воспроизведение
названий диких
животных и их
детенышей.
Расширение
представлений об
образе жизни и
способах
передвижения
животных.

12
ч

Игра «Кто что ест?»

16

Домашние
животные.

Различение и
воспроизведение
названий домашних
животных и их
детенышей.
Расширение
представлений об
образе жизни и
способах

Повторение заданий на
усвоение
грамматических форм.
Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и
однородных
сказуемых.
Употребление сущ-х
м., ж., ср. родов.
Усложнение
синтаксической схемы
предложений за счет
включения имен сущ-х
в формах косвенных
падежей.
Работа по
дифференциации форм
1-го и 3-го лица глагола
(иду – идѐт).
Дифференциация форм
И. п. и косвенных
падежей.

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.
Игры на
поддувание.
Арт. гимнастика.

6

02.04
03.04
09.04
10.04
16.04
17.04

Понимание и
употребление глаголов
3-го лица ед. ч
настоящего времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору однородных
подлежащих,
отвечающих на вопрос
кто (что) это? и
однородных

Развитие крупной и
мелкой моторики
(игра по теме).
Выполнение
заданий
на выделение
предмета нужной
геометрической
формы и нужного
цвета.
Игры на

6

23.04
24.04
30.04
07.05
08.05
14.05
15.05

8

передвижения
животных.
Игра «Кто что ест?»
Игра «Отгадай, кто
это?»

сказуемых.
Употребление сущ-х
м., ж., ср. родов.
Усложнение
синтаксической схемы
предложений за счет
включения имен сущ-х
в формах косвенных
падежей.
Работа по
дифференциации форм
1-го и 3-го лица глагола
(иду – идѐт).
Дифференциация форм
И. п. и косвенных
падежей.

поддувание.
Арт. гимнастика.

9

Групповые занятия по коррекции произносительной стороны речи.
№

Тема

Содержание

Грамматический
строй речи

Лексика

Связная
речь

Колво
часов

Дата

2017-2018
По
По
план факт
у
у

Знакомство с
артикуляционны
м аппаратом.

Усвоение 1
комплекса
упражнений.
Развитие
дыхания, голоса.

Развитие общего внимания и
понимания речи.

Повторение
слов за
логопедом.

1

20.09

Повторение
слов за
логопедом.
Повторение
слов за
логопедом.

1

21.09

1

27.09

4

Развитие памяти.

Развитие общего внимания и
понимания речи.
Школьные принадлежности.

Простая фраза.

1

28.09

5

Звук А.

Усвоение
формы
повелительного
наклонения,
выражение
просьбы («Дай
яблоко.)

Осень.

Простая фраза.

1

04.10

6

Звук У.

Формировать
навыки
составления
предложений по
модели:
обращение+
глагол
повелительного
наклонения.

Осень.

Формирование
однонаправленн
ого
диалога: Что ты
делаешь?

1

05.10

7

Звук О.

Различение
неречевых
звуков.
Развитие
слухового
внимания и
фонематического
восприятия на
материале
неречевых
звуков.
Развитие памяти
на материале
неречевых
звуков.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука А из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука У из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука О из ряда
других звуков.
Вызывание

Развитие общего внимания и
понимания речи.

3

Развитие
произвольного
внимания.
Развитие
слухового
внимания и
фонематическог
о восприятия.

Употребление
сущ-х м., ж.
рода.

Овощи.

Формировать
навыки
составления
предложений по
модели:
обращение+

1

11.10

1
1
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь
12
Ч
2

Развитие общего внимания и
понимания речи.
Игрушки.

10

8

Звук Ы.

9

Звуки М-Мь.

10

Звуки С-Сь.

11

Звуки Х-Хь.

12

Звуки Н-Нь.

звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука ы из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.

глагол
повелительного
наклонения
(Ваня, иди).
Простая фраза.
Понимание и
употребление
глаголов 3-го
лица ед. ч
настоящего
времени.

Овощи.

Составление
предложений по
демонстрации
действия.

1

12.10

Понимание и
употребление
глаголов 3-го
лица ед. ч
настоящего
времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору
однородных
подлежащих,
отвечающих на
вопрос кто (что)
это?

Фрукты.

Формирование
предложений из
нескольких
слов.

1

18.10

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Фрукты.

Составление
коротких
предложений.
Повторение
слов за
учителем.

1

19.10

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.
Понимание и
употребление
глаголов 3-го
лица ед. ч
настоящего
времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору
однородных
подлежащих,
отвечающих на
вопрос кто (что)
это? и
однородных
сказуемых.

Мебель.

Составление
предложений по
картинке.
Выражение
словами своих
желаний.

1

25.10

Объяснение

Понимание и

Мебель.

Разучивание

1

26.10

11

артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.

употребление
глаголов 3-го
лица ед. ч
настоящего
времени.
Тренировочные
упражнения по
подбору
однородных
подлежащих,
отвечающих на
вопрос кто (что)
это? и
однородных
сказуемых.
Употребление
сущ-х м., ж., ср.
родов.

Звуки К-Кь.

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.

Работа по
дифференциаци
и форм 1-го и 3го лица глагола
(иду – идѐт).
Дифференциаци
я форм И. п. и
косвенных
падежей.
Умение строить
предложения с
предлогами
«на» и «в».

Человек.
Части
тела.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.

1

08.11

14

Дифференциаци
я звуков К-Х
(Кь-Хь)

Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Предметы
личной
гигиены.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.

1

09.11

15

Звуки Л-Ль

Работа по
дифференциаци
и форм 1-го и 3го лица глагола
(иду – идѐт).
Дифференциаци
я форм И. п. и
косвенных
падежей.

Предметы
личной
гигиены.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.

1

15.11

16

Звуки П-Пь.

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Деревья.

Составление
предложений по
опорным
словам.

1

16.11

13
2
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь
16
ч

чистоговорок.
Ответы на
вопросы
учителя.

12

17

Звуки Т-Ть.

18

Звук И.

19

Дифференциаци
я звуков И-Ы.

20

Звуки В-Вь.

21

Звуки Б-Бь.

Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.
Употребление
сущ-х м., ж., ср.
родов.
Работа по
дифференциаци
и форм 1-го и 3го лица глагола
(иду – идѐт).
Дифференциаци
я форм И. п. и
косвенных
падежей.

Деревья.
Новый
год.

Составление
коротких
предложений.
Повторение
слов за
учителем.

1

22.11

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука И из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Повторение
артикуляции.
Анализ звуковых
сочетаний.

Дифференциаци
я форм И. п. и
косвенных
падежей.

Зима.

Формирование
умений
отвечать на
вопросы.

1

23.11

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Зимние
развлечен
ия.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.

1

29.11

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции, в
слогах, в словах).
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Объяснение
артикуляции

Тренировка в
словесном
обозначении
действий
предметов.

Посуда.

Упражнения по
построению
фраз по
картинкам.

1

30.11

Тренировка в
словесном

Посуда.

Составление
распространенн

1

06.12

13

звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции, в
слогах, в словах).
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

обозначении
действий
предметов.

ых
предложений.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Продукты
питания.

Составление
распространенн
ых
предложений.

1

07.12

22

Дифференциаци
я звуков Б-П (БьПь).

23

Звук Э.

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука Э из ряда
других звуков.
Вызывание
звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Продукты
питания.

Составление
распространенн
ых
предложений.

1

13.12

24

Звуки Г-Гь.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Одежда.

Составление
предложений по
демонстрации
действий..

1

14.12

25

Дифференциаци
я звуков Г-К
(Гь-Кь).

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции, в
слогах, в словах.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

Учить детей
первоначальны
м навыкам
словообразован
ия: учить
образовывать
существительны
ес
уменьшительноласкательными
суффиксами -ик,
-к (домик,
лобик, шарик,
ротик; ручка,
ножка, лапка,
шубка и т. д.).

Одежда.

Умение
заканчивать
начатую
учителем фразу,
с ответом на
вопросы: Что?
Чем? Куда?
Где? Что
делает?

1

20.12

26

Звуки Д-Дь.

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.

Учить
правильно
употреблять и
изменять
глагольные

Обувь.

Рассматривание
картины, ответы
на вопросы по
еѐ содержанию.

1

21.12

14

27

Дифференциаци
я звуков Д-Т
(Дь-Ть)

28

Звук Ф.

29
3
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Звуки Ф-В (ФьВь).

Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции, в
слогах, в словах.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звука ы из ряда
других звуков.
Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

20
ч

30

Звуки З-Зь.

Повторение
артикуляции.
Анализ звуковых
сочетаний.

31

Звуки С-З (СьЗь)

Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

32

Звук Ш.

33

Звук Ж.

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание звука.

окончания.

Падежные
конструкции,
В.п.
существительны
х в ед. ч.
Падежные
конструкции,
В.п.
существительны
х в ед. ч.

Обувь.

Рассматривание
картины, ответы
на вопросы по
еѐ содержанию.

1

27.12

Семья.

Составление
предложений по
кортине.

1

28.12

Падежные
конструкции,
Р.п.
существительны
х в ед. ч.
Учить навыку
использования в
речи
качественных
прилагательных
(большой,
маленький,
вкусный,
сладкий,
красивый и
т. п.).

Семья.

Умение строить
предложения с
предлогами.

2

17.01
18.01

Падежные
конструкции,
Р.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.
Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.

Домашние
птицы.

Составление
предложений по
картинке и
вопросу.

2

24.01
25.01

Дикие
животные.

2

31.01
01.02

Падежные
конструкции,
Д.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.

Транспорт

Составление
распространенн
ых
предложений.
Повторение
слов за
учителем.
Составление
предложений по
картинке.
Выражение
словами своих
желаний.

2

07.02
08.02

Падежные
конструкции,
Д.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.

Весна.

Упражнения на
построение
предложений по
вопросам
учителя на
пройденные

2

14.02
15.02

15

34

Дифференциаци
я звуков Ш-Ж.

35

Дифференциаци
я звуков С-Ж.

36

Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

темы.

Падежные
конструкции,
Т.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.

Перелетн
ые птицы.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.

1

21.02

Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

Падежные
конструкции,
Т.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.

Комнатны
е
растения.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.

2

22.02
28.02

Дифференциаци
я звуков Ж-З.

Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

Падежные
конструкции,
Т.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.
Закрепление
навыков
употребления
категории числа
глаголов.

Домашние
животные.

Усложнение
синтаксической
схемы
предложений за
счет включения
имен сущ-х в
формах
косвенных
падежей.
Расширение
объема
предлжений.

2

01.03
07.03

37

Звуки Р-Рь.

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.
Согласование
числительных и
существительны
х.

Инструме
нты.

Составление
предложений по
опорным
словам.
Умение строить
предложения с
предлогами.

3

14.03
15.03
16.03

38

Дифференциаци
я звуков Р-Л
(Рь-Ль).

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Дифференициаци
я в слогах, в
словах.

Професси
и.

Распространени
е предложений
за счет
перечисления.

2

21.03
22.03

39
4
Ч
Е
Т
В

Звук j.

Падежные
конструкции,
П.п.
существительны
х в ед. ч и мн. ч.
Закрепление
навыков
употребления
категории числа
глаголов.
Учить
употреблять
прилагательные
какой? какая?
какое?.

Раннецвет
ущие
растения.

Составление
рассказов –
описаний.

3

04.04
05.04

Анализ слогов
ЙА, ЙЭ, ЙУ, ЙО.

16

Е
Р
Т
Ь
12
ч

40

Звук Ц.

41

Дифференциаци
я Ц-С.

42

Звук Ч.

43

Дифференциаци
я звуков Ц-Ч.

Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.
Объяснение
артикуляции
звука. Выделение
звуков из ряда
других звуков.
Вызывание звука.
Правильное и
отчетливое
произнесение в
изолированной
позиции.
Выделение
начального и
конечного
согласного.
Дифференициаци
я в слогах , в
словах.

Закрепить в
самостоятельно
й речи детей
первоначальные
навыки
согласования
прилагательных
с
существительны
ми.

Ягоды.

Составление
рассказов –
описаний.

2

11.04
12.04

Согласование
числительных с
существительны
ми.
Согласование
числительных с
существительны
ми.

Рыбы.

Составление
рассказа по
серии картин.

2

18.04
19.04

Бытовые
электропр
иборы.

Составление
распространенн
ых
предложений.

2

25.04
26.04

Повторение
заданий на
усвоение
грамматических
форм.
Приставочные
глаголы.

Здоровье
человека.

Составление
распространенн
ых
предложений.

3

03.05
10.05
16.05

Предполагаемый результат:
Учащиеся будут знать:
- названия органов речи;
- артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных звуков;
- принцип образования прямых и обратных слогов;
- каждый звук имеет своѐ графическое изображение;
- речь состоит из предложений, предложения из слов; слова из слогов, слоги из
звуков;
- обобщающие слова по изученным лексическим темам.
Учащиеся будут уметь:
17

- придавать органам речи требующуюся артикуляционную позу;
- удерживать ее, переключать, воспроизводить серию артикуляционных движений,
- сосредотачивать внимание на движениях губ, языка, челюсти;
- воспроизводить правильную артикуляцию поставленных звуков, обозначать звук
буквой, составлять из букв слоги, односложные и двусложные слова;
- выделять в слове звуки независимо от их артикуляционной характеристики:
определять место в слове, подбирать слова на заданный звук;
- рассказывать о положении органов речи по плану;
- характеризовать звук по участию шума и голоса, работе голосовых складок;
- использовать отработанную лексику (номинативный, предикативный словарь) в
самостоятельной речи.
- практически использовать в речи словосочетания (существительное и глагол,
существительное с предлогом и глагол, существительное и прилагательное);
- соотносить слово с предметной картинкой, словосочетание с предметной
картинкой.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дидактическое обеспечение
1.

2.

3.

Лалаева Р. И. Логопедическая работа в 1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З]
коррекционных классах: метод пособие

[З’] [Ц]. Домашняя логопедическая

для учителя-логопеда // Коррекционная

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 224 с.

Сфера.

Чиркина Г. В. Методы обследования 2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки
речи детей: пособие по диагностике

[Л] [Л’]. Домашняя логопедическая

речевых нарушений / Под общ. ред. Г.

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.

Сфера.

Спирова Л. Ф. Особенности речевого 3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]
развития

4.

Методическое обеспечение

учащихся

с

тяжелыми

[Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая

нарушениями речи (I—IV классы). —

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с.

Сфера.

Хрестоматия по логопедии (извлечения 4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]
и

тексты):

студентов

учебное
высших

пособие
и

для

средних

[Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь
для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

специальных педагогических учебных 5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки

5.

заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С.

[С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] —

Волковой и В. И. Селиверстова. — М.:

[Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя

ВЛАДОС. – 560 с.

логопедическая тетрадь для детей 5—7

Поварова И. А. Коррекция заикания в

лет. — М.: ТЦ Сфера.
18

играх

и

тренингах:

руководство

6.

для

Практическое 6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки

заикающихся

и

[С] [С’]. Домашняя логопедическая

логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с.

тетрадь для детей 5—7 лет. – М.: ТЦ

Селиверстов В. И. Заикание у детей:

Сфера.

Психокоррекционные и дидактические 7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки
основы логопедического воздействия:

[Ч] [Щ]. Домашняя логопедическая

Учеб. пособие для студ. высш. и сред.

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

пед. учеб. заведений // Коррекционная

Сфера.

педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.
7.

8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки

Ястребова А. В. Коррекция заикания

[Ш] [Ж].Домашняя логопедическая

детей младшего школьного возраста //

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

Библиотека практикующего логопеда.

Сфер.

— М.: АРКТИ. — 96 с.
8.

9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе

Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М.

для детей с нарушениями речи / А. А.

Устранение

у

Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..:

и

ВЛАДОС, 2011.

детей:

открытой

Методы

ринолалии

обследования

коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с.
9.

Диагностика
младших

письма

и

школьников

чтения

10. Примерная
у

(сборник

адаптированная

общеобразовательная
начального

общего

основная
программа

образования

материалов) / Н. В. Струнина, Т. А.

обучающихся с тяжелыми нарушениями

Яцук. — Челябинск. — 60 с.

речи / М-во образования и науки Рос.

10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.
— М.: ВЛАДОС. — 280 с.

11. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО

11. Фотекова Т. А. Тестовая методика
диагностики

устной

речи

Федерации. – М. : Просвещение, 2017.

младших

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л.
Логопедический альбом. —

школьников: метод. пособие / Т. А.

Екатеринбург: Издательский дом Литур.

Фотекова

— 24 с.

//

Библиотека

логопеда-

практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с.
12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж

12. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО
ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С.

при дизартрии / Е.Ф. Архипова //

Логопедический альбом. —

Библиотека логопеда. — М.: АСТ:

Екатеринбург: Издательский дом Литур.

Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с.

— 24 с.

13. Блыскина И. В. Комплексный подход к 13. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО
коррекции речевой патологии у детей.

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический
19

Логопедический массаж: методическое

альбом. — Екатеринбург: Издательский

пособие для педагогов дошкольных

дом Литур. — 24 с.

образовательных учреждений. — СПб.: 14. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО
ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш.

14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж:

Логопедический альбом. —

учеб. пособие для студ. высш. учеб.

Екатеринбург: Издательский дом Литур.

заведений. — М.: Академия. — 96 с.

— 24 с.

15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и 15. Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г.
артикуляционная
Практическое

гимнастика:

пособие.

—

СПб.

:

В. Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.:
Аркти.

КОРОНА – Век. — 80 с.
16. Веселые

скороговорки

«непослушных»

звуков

\

для
Автор-

составитель И. Г.Сухин. — Ярославль:
Академия развития. — 192 с.
17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь
/ Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с.
18. Успенская Л. П., Успенский М. Б.
Учитесь правильно говорить. Кн. для
учащихся. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Просвещение. — 224 с.
19. Успенская Л. П., Успенский М. Б.
Учитесь правильно говорить. Кн. для
учащихся. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение. — 319 с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».