1 Пояснительная записка Настоящая программа предназначается для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучающихся в С(К)ОУ VIII вида. Отсутствие четкого планирования по логопедии для детей класса «Особый ребенок» привело к необходимости создания данной программы. Настоящая программа по логопедии составлена на основе: - Учебно – методического пособия «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду», в 2 х частях. Ч. 1. Пермь, ПКИПКРО, 2010. - Программы «Программа Кузьминых Е. Л. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 - 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: Учебная программа (Управление образования администрации г. Екатеринбурга). 2000. - 73 с. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1. Методические рекомендации «Организация логопедической работы во вспомогательной школе» из сборника приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР за сентябрь-октябрь 1980 года № 27-28; 2. Федеральный базисный учебный план пр. Мин. Обр. РФ от 10. 04. 2004 г.№ 29 (2065 – п) специальной (коррекционной ) школы – интерната VIII вида. 3. Закон РФ «Об образовании». 4. Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь. 2004 Цель: устранение нарушений устной речи у детей класса «Особый ребенок». Задачи: - развитие психологических предпосылок к обучению; - развитие пространственно – временных представлений; - развитие фонематического восприятия; - работать над анализом и синтезом звукового состава речи; - обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей; - формировать грамматически правильную речь; - формировать коммуникативную функцию речи; - формировать правильное звукопроизношение; В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов действия и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебно – методическим пособием «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду», логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой дефекта учащихся. В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование, включающее в себя: изучение нарушений устной речи, психических процессов и познавательной деятельности, заполняются речевые карты, комплектуются группы по однородности речевых нарушений, составляются перспективные планы индивидуальной коррекционно-развивающей работы. 2 Для индивидуальной работы объединяются дети со сходными недостатками произносительной стороны речи. Предусмотрены фронтальные занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи. В ходе реализации данной программы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, учащиеся подводятся к необходимости общения, развивается потребность в нем. Формируется мотивационная основа высказывания, развивается речевая активность, функции подражательной деятельности и отраженной речи. Для реализации описанного курса используются следующие формы логопедической работы: внеклассные занятия (экскурсии, утренники, конкурсы чтецов, недели логопедии); классные занятия: групповые 30 минут, подгрупповые по 30 минут, индивидуальные по 15 минут по следующей учебной сетке: Занятия по формированию произносительной стороны речи – 2 раза в неделю по 30 минут. Занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи – 2 раза в неделю по 30 минут. Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также при обучении учитывается неоднородность состава класса и осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Программа рекомендует использование следующих методов: 1. По способам подачи речевого материала: репродуктивный (выполнение системы упражнений), проблемное изложение (объяснение материала для решения проблемной ситуации, логические упражнения), частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения), звуковой аналитико – синтетический метод. 2. Пo источнику знаний: практические (упражнения тренировочные, подражательноисполнительские, коррекционные, конструктивные, творческие); игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные (тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики); наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные), словесные (слово, рассказ логопеда, беседа: сообщающая, эвристическая, воспроизводящая; анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы). На занятиях используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами. Предложенная программа разработана на основе изучения методической и научной литературы: 1. Библиотека логопеда. Коррекция нарушений речи у младших школьников. Авторы – составители: С.Е.Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А.Маленьких. Москва: ТЦ Сфера, 2011. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. Москва, 2001 3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя – логопеда. Москва. 2004 3 4. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Авторы методических рекомендаций: Лестова Н.А., Аюпова Е.Е., Перетягина А.Г. Пермь. 2010г. Календарно – тематическое планирование (8 группа) Групповые занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи. По программе - -60 часов Формирование лексического запаса Формирование грамматических средств языка и навыков связной речи Сенсомоторное развитие Игрушки. Развитие умения правильно называть игрушки, из каких деталей они состоят. Группировка игрушек по одному из признаков (цвет, форма, величина). Формирование умений запоминать и выполнять инструкции. Различение и употребление существительных мужского, женского и среднего рода в ед.ч. в И.п. Усвоение формы повелительного наклонения, выражение просьбы («Дай кубик»). Игра «Магазин игрушек Развитие тактильнокинестетических ощущений (игра «Определи на ощупь»). Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме) 2 Школьные принадлежн ости. Воспроизведение названий школьных принадлежностей. Формирование однонаправленного диалога: Что ты делаешь? Формировать навыки составления предложений по модели: обращение+ глагол повелительного наклонения. Развитие тактильнокинестетических ощущений (игра «Определи на ощупь»). Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме) 2 25.09 26.09 3 Овощи. Огород. Воспроизведение названий овощей. Употребление в речи обобщающего понятия овощи. Различение овощей по внешнему виду. Формирование умений запоминать и выполнять инструкции. Формирование однонаправленного диалога: Что ты делаешь? Формировать навыки составления предложений по модели: обращение+ глагол повелительного наклонения. Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выделение красного цвета. Знакомство с формами: круг. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 2 02.10 03.10 4 Фрукты. Сад. Воспроизведение названий фруктов. Формирование однонаправленного Развитие крупной и мелкой моторики 2 09.10 10.10 № Тема п/п 1 1 Ч Е Т В Е Р Т Ь 12 ч Количе ство часов 2 Дата 2017-2018 По плану По факту 18.09 19.09 4 Употребление в речи обобщающего понятия фрукты.Различение фруктов по внешнему виду. Формированиеумени йзапоминать и выполнять инструкции. диалога: Что ты делаешь? Формировать навыки составления предложений по модели: обращение+ глагол повелительного наклонения (Ваня, иди). Понимание и употребление сущ-х в ед.ч. и во мн.ч. (игра по теме). Выделение синего цвета. Знакомство с формами: квадрат. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 5 Мебель. Расширение представлений детей о мебели. Воспроизведение названий предметов мебели, их деталей. Формирование умений запоминать и выполнять инструкции. Игра «Поставим мебель для куклы». Формирование однонаправленного диалога: Что ты делаешь? Формировать навыки составления предложений по модели: обращение+ глагол повелительного наклонения (Ваня, иди). Понимание и употребление сущ-х в ед.ч. и во мн.ч. Понимание и употребление простых предлогов: в (несу куклу), на (сижу на стуле). Игра «Хлопки». Пропевание серий гласных звуков. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками). 4 16.10 17.10 23.10 24.10 6 2 Ч Е Т В Е Р Т Ь Я – человек. Части тела. Предметы личной гигиены. Формирование знаний детей о своем теле. Обучение различать, правильно называть и соотносить части своего тела с частями тела других детей. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Употребление сущ-х м., ж. рода. Игра «Кто самый внимательный?» Упражнения на развитие соматопространственной ориентации. 4 06.11 07.11 13.11 14.11 7 Зима. Зимние развлечения Развитие представлений о сезонных изменениях в природе. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Упражнения на развитие временнопространственной ориентации. Проговаривание серии гласных звуков. 4 20.11 21.11 27.11 28.11 8 Деревья. Новый год. Воспроизведение названий 3-4 деревьев, ѐлочных игрушек. Различение деревьев. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч Повторение слогов с общим согласным. 4 04.12 05.12 11.12 12.12 16 ч 5 9 10 3 Ч Е Т В Е Р Т Ь Посуда. Продукты питания. Воспроизведение названий предметов посуды и продуктов питания. Упражнение «Хитрая ложечка» настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? Упражнение «Нарядим ѐлочку». Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. 18.12 19.12 25.12 26.12 4 15.01 16.01 22.01 23.01 Игры на поддувание. Арт. гимнастика. Воспроизведение названий предметов посуды и продуктов питания. Упражнение «Хитрая ложечка» Знакомство с признаками и качествами предметов. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). 20 ч 4 Знакомство с формами: прямоугольник. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 11 Одежда. Воспроизведение названий предметов одежды. Знакомство с деталями одежды. Знакомство с признаками и качествами предметов. Игры «Что надела девочка?», «Что надеваем?». Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 4 29.01 30.01 05.02 06.02 12 Обувь. Воспроизведение Повторение заданий на Развитие крупной и 4 12.02 6 13 Семья. названий предметов обуви. Знакомство с деталями обуви. Знакомство с признаками и качествами предметов. Игры «Что надела девочка?», «Что надеваем?». усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. Называние членов семьи. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. Упражнение «Бусы для мамы». Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 4 26.02 27.02 05.03 06.03 Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 4 12.03 13.03 19.03 20.03 Сказка «Репка». 14 Домашние птицы. Различение домашних птиц и их детенышей. Воспроизведение названий домашних птиц. Расширение представления о том, как человек заботится о домашних птицах. Игра «Кто мама?» 13.02 19.02 20.02 7 однородных сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. Работа по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду – идѐт). Дифференциация форм И. п. и косвенных падежей. 15 4 Ч Е Т В Е Р Т Ь Дикие животные. Весна. Различение и воспроизведение названий диких животных и их детенышей. Расширение представлений об образе жизни и способах передвижения животных. 12 ч Игра «Кто что ест?» 16 Домашние животные. Различение и воспроизведение названий домашних животных и их детенышей. Расширение представлений об образе жизни и способах Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. Работа по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду – идѐт). Дифференциация форм И. п. и косвенных падежей. Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. Игры на поддувание. Арт. гимнастика. 6 02.04 03.04 09.04 10.04 16.04 17.04 Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных Развитие крупной и мелкой моторики (игра по теме). Выполнение заданий на выделение предмета нужной геометрической формы и нужного цвета. Игры на 6 23.04 24.04 30.04 07.05 08.05 14.05 15.05 8 передвижения животных. Игра «Кто что ест?» Игра «Отгадай, кто это?» сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. Работа по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду – идѐт). Дифференциация форм И. п. и косвенных падежей. поддувание. Арт. гимнастика. 9 Групповые занятия по коррекции произносительной стороны речи. № Тема Содержание Грамматический строй речи Лексика Связная речь Колво часов Дата 2017-2018 По По план факт у у Знакомство с артикуляционны м аппаратом. Усвоение 1 комплекса упражнений. Развитие дыхания, голоса. Развитие общего внимания и понимания речи. Повторение слов за логопедом. 1 20.09 Повторение слов за логопедом. Повторение слов за логопедом. 1 21.09 1 27.09 4 Развитие памяти. Развитие общего внимания и понимания речи. Школьные принадлежности. Простая фраза. 1 28.09 5 Звук А. Усвоение формы повелительного наклонения, выражение просьбы («Дай яблоко.) Осень. Простая фраза. 1 04.10 6 Звук У. Формировать навыки составления предложений по модели: обращение+ глагол повелительного наклонения. Осень. Формирование однонаправленн ого диалога: Что ты делаешь? 1 05.10 7 Звук О. Различение неречевых звуков. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Развитие памяти на материале неречевых звуков. Объяснение артикуляции звука. Выделение звука А из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Объяснение артикуляции звука. Выделение звука У из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Объяснение артикуляции звука. Выделение звука О из ряда других звуков. Вызывание Развитие общего внимания и понимания речи. 3 Развитие произвольного внимания. Развитие слухового внимания и фонематическог о восприятия. Употребление сущ-х м., ж. рода. Овощи. Формировать навыки составления предложений по модели: обращение+ 1 11.10 1 1 Ч Е Т В Е Р Т Ь 12 Ч 2 Развитие общего внимания и понимания речи. Игрушки. 10 8 Звук Ы. 9 Звуки М-Мь. 10 Звуки С-Сь. 11 Звуки Х-Хь. 12 Звуки Н-Нь. звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Объяснение артикуляции звука. Выделение звука ы из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. глагол повелительного наклонения (Ваня, иди). Простая фраза. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Овощи. Составление предложений по демонстрации действия. 1 12.10 Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? Фрукты. Формирование предложений из нескольких слов. 1 18.10 Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Фрукты. Составление коротких предложений. Повторение слов за учителем. 1 19.10 Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Понимание и употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Мебель. Составление предложений по картинке. Выражение словами своих желаний. 1 25.10 Объяснение Понимание и Мебель. Разучивание 1 26.10 11 артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. употребление глаголов 3-го лица ед. ч настоящего времени. Тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, отвечающих на вопрос кто (что) это? и однородных сказуемых. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Звуки К-Кь. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Работа по дифференциаци и форм 1-го и 3го лица глагола (иду – идѐт). Дифференциаци я форм И. п. и косвенных падежей. Умение строить предложения с предлогами «на» и «в». Человек. Части тела. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. 1 08.11 14 Дифференциаци я звуков К-Х (Кь-Хь) Дифференициаци я в слогах , в словах. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Предметы личной гигиены. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. 1 09.11 15 Звуки Л-Ль Работа по дифференциаци и форм 1-го и 3го лица глагола (иду – идѐт). Дифференциаци я форм И. п. и косвенных падежей. Предметы личной гигиены. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. 1 15.11 16 Звуки П-Пь. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Деревья. Составление предложений по опорным словам. 1 16.11 13 2 Ч Е Т В Е Р Т Ь 16 ч чистоговорок. Ответы на вопросы учителя. 12 17 Звуки Т-Ть. 18 Звук И. 19 Дифференциаци я звуков И-Ы. 20 Звуки В-Вь. 21 Звуки Б-Бь. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Употребление сущ-х м., ж., ср. родов. Работа по дифференциаци и форм 1-го и 3го лица глагола (иду – идѐт). Дифференциаци я форм И. п. и косвенных падежей. Деревья. Новый год. Составление коротких предложений. Повторение слов за учителем. 1 22.11 Объяснение артикуляции звука. Выделение звука И из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Повторение артикуляции. Анализ звуковых сочетаний. Дифференциаци я форм И. п. и косвенных падежей. Зима. Формирование умений отвечать на вопросы. 1 23.11 Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Зимние развлечен ия. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. 1 29.11 Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции, в слогах, в словах). Выделение начального и конечного согласного. Объяснение артикуляции Тренировка в словесном обозначении действий предметов. Посуда. Упражнения по построению фраз по картинкам. 1 30.11 Тренировка в словесном Посуда. Составление распространенн 1 06.12 13 звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции, в слогах, в словах). Выделение начального и конечного согласного. Дифференициаци я в слогах , в словах. обозначении действий предметов. ых предложений. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Продукты питания. Составление распространенн ых предложений. 1 07.12 22 Дифференциаци я звуков Б-П (БьПь). 23 Звук Э. Объяснение артикуляции звука. Выделение звука Э из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Продукты питания. Составление распространенн ых предложений. 1 13.12 24 Звуки Г-Гь. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Одежда. Составление предложений по демонстрации действий.. 1 14.12 25 Дифференциаци я звуков Г-К (Гь-Кь). Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции, в слогах, в словах. Дифференициаци я в слогах , в словах. Учить детей первоначальны м навыкам словообразован ия: учить образовывать существительны ес уменьшительноласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Одежда. Умение заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопросы: Что? Чем? Куда? Где? Что делает? 1 20.12 26 Звуки Д-Дь. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Учить правильно употреблять и изменять глагольные Обувь. Рассматривание картины, ответы на вопросы по еѐ содержанию. 1 21.12 14 27 Дифференциаци я звуков Д-Т (Дь-Ть) 28 Звук Ф. 29 3 Ч Е Т В Е Р Т Ь Звуки Ф-В (ФьВь). Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции, в слогах, в словах. Дифференициаци я в слогах , в словах. Объяснение артикуляции звука. Выделение звука ы из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Дифференициаци я в слогах , в словах. 20 ч 30 Звуки З-Зь. Повторение артикуляции. Анализ звуковых сочетаний. 31 Звуки С-З (СьЗь) Дифференициаци я в слогах , в словах. 32 Звук Ш. 33 Звук Ж. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. окончания. Падежные конструкции, В.п. существительны х в ед. ч. Падежные конструкции, В.п. существительны х в ед. ч. Обувь. Рассматривание картины, ответы на вопросы по еѐ содержанию. 1 27.12 Семья. Составление предложений по кортине. 1 28.12 Падежные конструкции, Р.п. существительны х в ед. ч. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Семья. Умение строить предложения с предлогами. 2 17.01 18.01 Падежные конструкции, Р.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Домашние птицы. Составление предложений по картинке и вопросу. 2 24.01 25.01 Дикие животные. 2 31.01 01.02 Падежные конструкции, Д.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Транспорт Составление распространенн ых предложений. Повторение слов за учителем. Составление предложений по картинке. Выражение словами своих желаний. 2 07.02 08.02 Падежные конструкции, Д.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Весна. Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные 2 14.02 15.02 15 34 Дифференциаци я звуков Ш-Ж. 35 Дифференциаци я звуков С-Ж. 36 Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Дифференициаци я в слогах , в словах. темы. Падежные конструкции, Т.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Перелетн ые птицы. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. 1 21.02 Дифференициаци я в слогах , в словах. Падежные конструкции, Т.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Комнатны е растения. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. 2 22.02 28.02 Дифференциаци я звуков Ж-З. Дифференициаци я в слогах , в словах. Падежные конструкции, Т.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Закрепление навыков употребления категории числа глаголов. Домашние животные. Усложнение синтаксической схемы предложений за счет включения имен сущ-х в формах косвенных падежей. Расширение объема предлжений. 2 01.03 07.03 37 Звуки Р-Рь. Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Согласование числительных и существительны х. Инструме нты. Составление предложений по опорным словам. Умение строить предложения с предлогами. 3 14.03 15.03 16.03 38 Дифференциаци я звуков Р-Л (Рь-Ль). Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Дифференициаци я в слогах, в словах. Професси и. Распространени е предложений за счет перечисления. 2 21.03 22.03 39 4 Ч Е Т В Звук j. Падежные конструкции, П.п. существительны х в ед. ч и мн. ч. Закрепление навыков употребления категории числа глаголов. Учить употреблять прилагательные какой? какая? какое?. Раннецвет ущие растения. Составление рассказов – описаний. 3 04.04 05.04 Анализ слогов ЙА, ЙЭ, ЙУ, ЙО. 16 Е Р Т Ь 12 ч 40 Звук Ц. 41 Дифференциаци я Ц-С. 42 Звук Ч. 43 Дифференциаци я звуков Ц-Ч. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Дифференициаци я в слогах , в словах. Объяснение артикуляции звука. Выделение звуков из ряда других звуков. Вызывание звука. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. Выделение начального и конечного согласного. Дифференициаци я в слогах , в словах. Закрепить в самостоятельно й речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительны ми. Ягоды. Составление рассказов – описаний. 2 11.04 12.04 Согласование числительных с существительны ми. Согласование числительных с существительны ми. Рыбы. Составление рассказа по серии картин. 2 18.04 19.04 Бытовые электропр иборы. Составление распространенн ых предложений. 2 25.04 26.04 Повторение заданий на усвоение грамматических форм. Приставочные глаголы. Здоровье человека. Составление распространенн ых предложений. 3 03.05 10.05 16.05 Предполагаемый результат: Учащиеся будут знать: - названия органов речи; - артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных звуков; - принцип образования прямых и обратных слогов; - каждый звук имеет своѐ графическое изображение; - речь состоит из предложений, предложения из слов; слова из слогов, слоги из звуков; - обобщающие слова по изученным лексическим темам. Учащиеся будут уметь: 17 - придавать органам речи требующуюся артикуляционную позу; - удерживать ее, переключать, воспроизводить серию артикуляционных движений, - сосредотачивать внимание на движениях губ, языка, челюсти; - воспроизводить правильную артикуляцию поставленных звуков, обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные и двусложные слова; - выделять в слове звуки независимо от их артикуляционной характеристики: определять место в слове, подбирать слова на заданный звук; - рассказывать о положении органов речи по плану; - характеризовать звук по участию шума и голоса, работе голосовых складок; - использовать отработанную лексику (номинативный, предикативный словарь) в самостоятельной речи. - практически использовать в речи словосочетания (существительное и глагол, существительное с предлогом и глагол, существительное и прилагательное); - соотносить слово с предметной картинкой, словосочетание с предметной картинкой. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дидактическое обеспечение 1. 2. 3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в 1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З] коррекционных классах: метод пособие [З’] [Ц]. Домашняя логопедическая для учителя-логопеда // Коррекционная тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 224 с. Сфера. Чиркина Г. В. Методы обследования 2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки речи детей: пособие по диагностике [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая речевых нарушений / Под общ. ред. Г. тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с. Сфера. Спирова Л. Ф. Особенности речевого 3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] развития 4. Методическое обеспечение учащихся с тяжелыми [Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая нарушениями речи (I—IV классы). — тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с. Сфера. Хрестоматия по логопедии (извлечения 4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] и тексты): студентов учебное высших пособие и для средних [Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера. специальных педагогических учебных 5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки 5. заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С. [С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] — Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: [Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя ВЛАДОС. – 560 с. логопедическая тетрадь для детей 5—7 Поварова И. А. Коррекция заикания в лет. — М.: ТЦ Сфера. 18 играх и тренингах: руководство 6. для Практическое 6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки заикающихся и [С] [С’]. Домашняя логопедическая логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с. тетрадь для детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Селиверстов В. И. Заикание у детей: Сфера. Психокоррекционные и дидактические 7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки основы логопедического воздействия: [Ч] [Щ]. Домашняя логопедическая Учеб. пособие для студ. высш. и сред. тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ пед. учеб. заведений // Коррекционная Сфера. педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с. 7. 8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки Ястребова А. В. Коррекция заикания [Ш] [Ж].Домашняя логопедическая детей младшего школьного возраста // тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Библиотека практикующего логопеда. Сфер. — М.: АРКТИ. — 96 с. 8. 9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. для детей с нарушениями речи / А. А. Устранение у Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: и ВЛАДОС, 2011. детей: открытой Методы ринолалии обследования коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с. 9. Диагностика младших письма и школьников чтения 10. Примерная у (сборник адаптированная общеобразовательная начального общего основная программа образования материалов) / Н. В. Струнина, Т. А. обучающихся с тяжелыми нарушениями Яцук. — Челябинск. — 60 с. речи / М-во образования и науки Рос. 10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 280 с. 11. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО 11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи Федерации. – М. : Просвещение, 2017. младших ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический альбом. — школьников: метод. пособие / Т. А. Екатеринбург: Издательский дом Литур. Фотекова — 24 с. // Библиотека логопеда- практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с. 12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж 12. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. при дизартрии / Е.Ф. Архипова // Логопедический альбом. — Библиотека логопеда. — М.: АСТ: Екатеринбург: Издательский дом Литур. Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с. — 24 с. 13. Блыскина И. В. Комплексный подход к 13. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО коррекции речевой патологии у детей. ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический 19 Логопедический массаж: методическое альбом. — Екатеринбург: Издательский пособие для педагогов дошкольных дом Литур. — 24 с. образовательных учреждений. — СПб.: 14. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с. ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. 14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Логопедический альбом. — учеб. пособие для студ. высш. учеб. Екатеринбург: Издательский дом Литур. заведений. — М.: Академия. — 96 с. — 24 с. 15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и 15. Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г. артикуляционная Практическое гимнастика: пособие. — СПб. : В. Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.: Аркти. КОРОНА – Век. — 80 с. 16. Веселые скороговорки «непослушных» звуков \ для Автор- составитель И. Г.Сухин. — Ярославль: Академия развития. — 192 с. 17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь / Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с. 18. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение. — 224 с. 19. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение. — 319 с. 20