СТ ДЕЛО 7 и 9 КЛ 18-19.pdf

Пояснительная записка
Рабочая программа по столярному делу для 7-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
Учебного плана Образовательного учреждения.Программа рассчитана на 272часа по 8 часов в неделю.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
основного общего образования по столярному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости
пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
 формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
 развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность
действий, выполнять и контролировать ход работ;
 воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной
производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности,
честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основныетехнологии:
 личностно-ориентированное,
 деятельностный подход,
 уровневая дифференциация,
 информационно-коммуникативные,
 здоровьесберегающие,
 игровые.
Основными видами деятельностиучащихся по предмету являются:
 Беседа (диалог).
 Работа с книгой.
 Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
 Самостоятельная работа

 Работа по карточкам.
 Работа по плакатам.
 Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
 Демонстрация натуральных объектов;
 ИТК
 Дифференцирование, разноуровневое обучение;
 Наглядные пособия, раздаточный материал;
 Создание увлекательных ситуаций;
 Занимательные упражнения;
 Экскурсии;
 Декады трудового обучения;
 Участие в конкурсах;
 Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Типы контроля:
 внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
 взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
 самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроля:
 Предварительный контроль
 Текущий контроль
 Периодический (рубежный) контроль
 Итоговый контроль
Методы контроля:
 устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы)
 практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ)
 дидактические тесты, наблюдение.

Содержание программы учебного предмета
7 класс
Iчетверть-64 час
Вводное занятие- 2
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Фугование – 20 час
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка.
Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила
безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком, двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности
обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевойпласти щита. Заключительная проверка изделия.
Хранение и сушка древесины- 8 час
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.
Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Геометрическая резьба по дереву-17час
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.
Теоретические сведения.Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.
Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание
узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Практическое повторение-11 час
Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.
Самостоятельная работа-6час
украшение геометрической резьбой
IIчетверть-64час
Вводное занятие-2
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем, токарными работами.
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1-14 час.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины,
устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания
шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях:
главный вид, вид сверху, вид слева.

Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.
Упражнение. Изготовление образца соединения УК-1 из материал о отходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда.
Опиливание шипа. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Непрозрачная отделка столярного изделия- 10 час
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих
красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение
кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной
работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Токарные работы-16 час.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль
(штангенциркуль): назначение, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку.
Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка.
Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Практическое повторение-18 час
Виды работы. Выполнение изделий для школы.
Самостоятельная работа-4 час
Изготовление изделий, содержащих точенные детали.
IIIчетверть-80 час
Вводное занятие-2
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными инструментами.
Обработка деталей из древесины твердых пород- 14 час
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения.Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики
каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол
заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины.
Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2-12 час.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности.
Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила
безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца
зензубелем.
Круглые лесоматериалы- 8 час
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение
круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита
древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы
распиловки бревен.
Практическое повторение-44час
Изготовление табурета, фоторамки, стула со спинкой, столярных и музыкальных инструментов.
IVчетверть – 64час
Вводное занятие-2
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со сверлом.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2-13час
Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.
Теоретические сведения.Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин
хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и
транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка па малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного
соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником.
Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза
по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.

Свойства древесины-8 час
Теоретические сведения.Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и
теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость,
способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки-14час
Изделие. Ручка для ножовки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и
несквозное отверстия.
Сверло: виды (пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой,
устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение
радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону.
Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
Практическое повторение- 20час
Контрольная работа -8
Вырезание букв из дерева и ящика под мусор
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
Обучающиеся должны знать:


материалы, применяемые в столярном производстве;



основные породы, свойства и пороки древесины;



сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;



назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;



виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;



способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;



виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;



контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;



способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;



устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;



устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии,
бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;



правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации
рабочего места;



специальную терминологию и пользоваться ею.

Обучающиеся должны уметь:


выполнять столярные работы ручными инструментами;



размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения
по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;



собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);



пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;



рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;



бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;



соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.

I четверть 64 часа
№
п.п

Наименование разделов и тем

3-4

Вводное занятие
План работы на четверть
Правила безопасной работы в столярной мастерской.
Фугование.
Фугование: назначение операции и инструменты для ее выполнения

5
6-7

Подготовка полуфуганка к работе. Правила безопасной работы с полуфуганком.
Приемы работы полуфуганком

1-2

Всего
часов
2
2
2
1
2
1
1
2

12-13

Склеивание щита в приспособлении

2

14-17

Строгание лицевой пласти.
Строгание лицевой кромки.

4

Разметка длины щита и отпиливание припуска

03.09
03.09

20

8
Знакомство с изделием (подкладная доска)
9
Последовательность изготовления изделия
10-11 Фугование кромок делянок

18-19

По плану

2

20-21 Торцевание кромок и скругление углов

2

22

Отделка изделия
Хранение и сушка древесины
23-26 Способы хранения древесины

1
6
2

27-28 Естественная и камерная сушка древесины

2

29-30 Хранение древесины

2

04.09
04.09
05.09
05.09
06.09
06.05
10.09
10.09
11.09
11.09
12.09
12.09
13.09
13.09
17.09
17.09
18.09
18.09
19.09
19.09
20.09
20.09
24.09
24.09
25.09

Фактичес
ки

25.09
Геометрическая резьба по дереву
31-32 Резьба по дереву

19
2

33-34 Геометрический орнамент для резьбы по дереву

2

35-36 Нанесение рисунка

2

37-39 Выполнение геометрической резьбы (на отходах материалов)

4

40-42 Разметка геометрического орнамента на поверхности разделочной доски

2

43-45 Вырезание узора

5

46-47 Отделка изделия

2

Практическое повторение
48-56 Изготовление и украшение разделочной доски

9
9

Самостоятельная работа
57-64 Украшение геометрической резьбой, ранее изготовленных изделий.

8
8

26.09
26.09
27.09
27.09
01.10
01.10
02.10
02.10
03.10
03.10
04.10
04.10
08.10
08.10
09.10
09.10
10.10
10.10
11.10
11.10
15.10
15.10
16.10
16.10
17.10
17.10
18.10
18.10
22.10
22.10
23.10
23.10

24.10
24.10
25.10
25.10

II четверть 64 часа.
Наименование разделов и тем

№
п.п

Всего
часов
2
2

3-4

Вводное занятие
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в
мастерской
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
Шероховатость обработанной поверхности .

5-6

Шерхебель: назначение, устройство.

2

7-8

2

9-10

Особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность
строгания шерхебелем и рубанком.
Угловое концевое соединение УК-4

11
12-15

Последовательность изготовления соединения УК-4
Изготовление образца соединения УК-4 (из отходов материала)

1
4

16
17
18-19

Знакомство с изделием(подставка для цветов)
Последовательность изготовления
Разметка глухого гнезда

1
1
2

20-21

Долбление глухого гнезда

2

22-23

Разметка шипа

2

1-2

26
2

2

По плану
06.11
06.11
07.11
07.11
08.11
08.11
12.11
12.11
13.11
13.11
14.11
14.11
15.11
15.11
19.11
19.11
20.11
20.11
21.11
21.11
22.11
22.11
26.11

Фактичес
ки

24-25

Выполнение шипа с полупотемком

2

26-27

Сборка изделия без клея

2

28
29-30

Сборка изделия на клею
Непрозрачная отделка столярного изделия.
Назначение непрозрачной отделки. Отделка изделия красками

1
7
2

31
32-33

Способы нанесения краски
Подготовки поверхности к окраске

1
2

34-35

Окраска изделия

2

36-38

Токарные работы.
Токарный станок по дереву: устройство основных частей.
Назначение, правила безопасной работы

16
3

39-40

Токарные резцы.

2

41-42

Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

2

43-46

Работа на токарном станке

4

47-51

Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкуркой в прихвате.
Отрезание изделия резцом.

5

52-53

Практическое повторение.Выполнение изделий для школы.
Изготовление черенков для лопат

5
2

54-55

Изготовление черенков для швабр

2

26.11
27.11
27.11
28.11
28.11
29.11
29.11
03.11
03.12
04.12
04.12
05.12
05.12
06.12
06.12
10.12
10.12
11.12
11.12
12.12
12.12
13.12
13.12
17.12
17.12
18.12
18.12
19.12
19.12
20.12
20.12
24.12

56

Изготовление указок

1

57-62

Самостоятельная работа.
Изготовление изделий, содержащих точеные детали.

6
4

63-64

2

Резерв на повторение

24.12
25.12
25.12
26.12
26.12
27.12
27.12

128

IIIчетверть 80 часов
№
п.п

Наименование разделов и тем
Вводное занятие.

1-2

Всего
часов
2

3
4
5
6

Повторный инструктаж по охране труда.
Обработка деталей из древесины твердых пород.
Твердые породы древесины
Особенности обработки деталей из древесины твердых пород
Знакомство с изделием (ручка для молотка, стамески или долота)
Последовательность изготовления изделия

2
14
1
1
1
1

7-8
9-10
11-12
13
14
15
16

Подбор материала и черновая обработка заготовки
Строгание заготовки
Придание заготовке овального сечения
Отпиливание припуска
Обработка торца ручки
Отделка ручки
Насадка молотка на ручку

2
2
2
1
1
1
1

По плану

Фактичес
ки

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным
УК-2
Знакомство с изделием (рамка для портрета)
Последовательность изготовления изделия
Инструмент для строгания профильной поверхности
Изготовление бруска с профильной поверхностью
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Правила безопасной работы
зензубелем и фальцгобелем.
Приемы работы зензубелем и фальцгобелем.

1
2
2
2
2

Выполнение фальца на заготовках для рамки
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2
Изготовление соединения УК-2 (из отходов материалов)
Сборка изделия (рамка для портрета)
Соединение деталей рамки угловым концевым соединением УК-2
Отделка изделия
Круглые лесоматериалы.
Круглые лесоматериалы.Хранение круглых материалов.

2
2
2
2
2
1
8
2

41-43

Защита древесины от гниения. Вредное воздействие средств для пропитки
древесины на организм человека.

3

44-46
47-53

Способы распиловки бревен
Практическое повторение.
Изготовление табурета

3
34
7

54-58

Изготовление фоторамки

5

59-66
67-73

Изготовление стула со спинкой
Изготовление столярных инструментов

8
7

74-80
208

Изготовление музыкальных инструментов

7

17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38
39-40

22

2

IV четверть 64
№
п.п
1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
Вводное занятие

Всего
часов
1

Повторный инструктаж по охране труда.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
Угловое ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1
Шпунтубель: устройство, применение, наладка.
Малка и транспортир
Изготовление углового ящичного соединения УЯ-1

1
11
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12

Изготовление углового ящичного соединения УЯ-2
Знакомство с изделием (ящик для картотеки)
Последовательность изготовления изделия
Строгание и торцевание заготовок. Разметка шипов и проушин
Запиливание и долбление проушин
Выполнение шипов. Вырубка паза.
Изготовление дна ящика. Сборка изделия.
Свойства древесины
13-14
Физические свойства древесины. Определение влажности древесины весовым
методом.
15-17 Механические свойства древесины. Изучение механических свойств древесины.
18-20 Технологические свойства древесины. Изучение технологических свойств
древесины.

21-23
24-26
27-30
31-34

Выполнение
криволинейного
отверстия
и
выемки.
криволинейной кромки
Криволинейное пиление. Типы сверл.
Изображение отверстий на чертеже.
Разметка центров отверстий для высверливания по контуру.
Выполнение отверстий разной формы и вида.

Обработка

1
1
1
1
1
1
1
8
2
3
3
14
3
3
4
4

По плану

Фактичес
ки

Практическое повторение.
35-36 Изготовление аптечки
37-38 Подготовка материала

10
2
2

39-40 Выстрагивание материала

2

41

Измерение длину, ширину аптечки

42-43 Выпиливание электрическим лобзиком
44

Отделка нождачной бумагой
Изготовление ручки для ножовки.

1
2
1
10

45-46 Подготовка материала

2

47-48 Выстрагивание рубанком

2

49-50 Измерение ручки ножовки

2

51-52 Выпиливание электрическим лобзиком. Техника безопасности при работе.

2

53-54 Отделка нождачной бумагой

2

Контрольная работа
55-59 Вырезание букв из дерева
60-64 Изготовление ящика под опилки
272

10
5
5

Литература для учителя
Основная:
1. Журавлев Б. А. Столярное дело: учеб. Пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы / Б. А. Журавлев. – М.:
Просвещение, 1992
Дополнительная:
2. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский ; Науч.-исслед. ин-т
дефектологи Академии пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1990
3. Василенко В.М.Народное искусство. М., 1974.
4. ГазарянС.С.Прекрасное своими руками. М., 1979
5. Пешков Е. О. Технический словарь школьника: пособие для практических занятий учащихся 5-9 классов. М. Просвещение, 1988
Литература для обучающихся
Основная:
1. Журавлев Б. А. Столярное дело: учеб. Пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы / Б. А. Журавлев. – М.:
Просвещение, 1992

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по столярному делу составлена на основе программы специальной ( коррекционной)
образовательной школы YIII вида ( Составители: С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв и другие). Программа рассчитана на
374 часов по 11часов в неделю.
Курс построен на основе линейной концепции.
Вид образовательной программы – базовая.
Цель – подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего вида и профиля.
В группу для обучения столярному делу отбираются ребята, которые по состоянию здоровья способны
выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и
упражнения.
При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимся на уроках математики, естествознания, истории и
других предметах.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины,
скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и
приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами.
Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и
читать чертежи, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценивание результатов своей и
чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка
столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых
подростков.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно- мебельных изделиях.
Содержание изучаемого курса
9 КЛАСС
I четверть – 88.
Вводное занятие 2 часа
Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.
Художественная отделка столярного изделия – 34 час.
Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для выжигания. Цвет, текстура разных
древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной
отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.
Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения
пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование
первичных средств для пожаротушения.

Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделияосновы.
Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание
геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.
Практическое повторение – 35 час.
Виды работы. Изготовление разделочной доски, рамы для зеркала , полки настенной с художественной отделкой
поверхности.
Самостоятельная работа 17 час.
Изготовление указок, черенков для швабр, нарезных досок для уроков СБО, ремонт школьных парт..
II четверть 88 час.
Мебельное п р о и з в о д с т в о
Вводное занятие- 2часа
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном
производстве.
Изготовление моделей мебели – 20час.
Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1 : 2 (1 : 5) от натуральной для школьной игровой комнаты.
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения
частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические
требования к мебели.
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель,
калевка, фальц (четверть), пластик, свес, гребень, паз.
Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных
операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на
клею. Проверка выполненных работ.
Трудовое законодательство – 7 час.

Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на
малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую
работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и
производственная дисциплина. Продолжитель-ность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и
праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном
предприятии.
Практическое повторение – 9 час.
Виды работы. Изготовление кубиков, книжных полок, стула и лопат.
Самостоятельная работа –4час.
По выбору учителя (вытачивание на токарном станке цилиндра диаметром 30-60 мм; изготовление черенков для
лопат).
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия -7 час.
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ – 15 час.
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Подготовка инструментов и
приспособлений к работе. Теска древесины. Порядок соединения бревна и бруска с помощью врубок. Устройство и
предназначение дискового электропила и электрорубанка.
Практическая работа -12час.
Виды работ- изготовление топорища
Самостоятельная работа – 4 час. Правка топора на точиле, насадка топорища.
Ill четверть – 110 часов
Мебельное производство Вводное занятие-1 час
План работы на четверть. Техника безопасности.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности – 33час.
Изделия. Мебель для школы.
Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства
видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в

елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка
пленками.
Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона
запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленгы; Выполнение облицовки
пленкой.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия – 5 час.
Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды
петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки,
защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.
Практическое повторение – 16 час.
Виды работы. Выполнение заказов школы (изготовление шкафа, стула со спинкой, кровати).
Самостоятельная работа – 6час.
Изготовление мебели для столярной мастерской (стол для заточного станка, стол для шлифовального станка)
Строительное производство. Изготовление оконного блока – 17 час.
Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов,
форточек) технические требования к деталям.
Виды работы. Изготовление оконных блоков.
Столярные и плотничные ремонтные работы –11 час.
Теоретические сведения. Дефекты столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения.
Инструменты применяемые для устранения дефектов. Способы устранения дефектов.
Виды работ. Инструменты, применяемые для устранения дефектов. Разгадывание кроссворда.
Изоляционные и смазочные материалы-5 час.
Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты, из
нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, их применение.
Виды работы. Виды словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Виды теплоизоляционного
материала.
Практическое повторение –11 час.
Самостоятельная работа – 5час.

IV четверть – 88 час.
Мебельное производство Вводное занятие-1час
План работы на четверть. Техника безопасности.
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства – 10 час.
Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели
на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству
работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным
управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки
столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции.
Экскурсия. Мебельное производство.
Изготовление секционной мебели – 27 час.
Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.
Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали
(корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и
откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.
Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка
дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка
открывания дверей.
Практическое повторение –15 час.
. Выполнение заказов школы (Изготовление ящика высота 300мм, ширина 200мм, скамейки со спинкой, табурета,
разделочной доски, подбор материала для дорожки, ремонт дорожки).
Контрольная работа – 5 час.
Изготовление напольной вешалки.
Строительное производство – 9час.
Теоретические сведения. Устройство перегородки и дощатого пола, способы установки. Правило безопасности при
выполнении плотничных работ. Назначение, свойства и применение кровельного и облицовочного материалов. Виды,
особенности, правила резки и применение линолеума. Изготовление фанеры, виды, размеры, применение, свойства
фанеры, сорта и пороки.(Тестовая работа – 2 час.

Кровельные и облицовочные материалы – 3 час.
Теоретические сведения. Назначение кровельных материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный,
стеклорубероид, битумные мастики: свойства, применение.
Виды работ. Рассматривание образцов кровельных материалов.
Настилка линолеума-6 час.
Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве знаний. Виды покрытия пола, особенности
видов покрытий.
Виды работ. Наклеивание линолеума на основание.
Фанера и древесные плиты –4 час.
Теоретические сведения. Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры.
Виды работ. Пороки фанеры. Рассматривание образцов.
Практическое повторение –8 час.
Виды работ. Изготовление изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационному изделию.
Подготовка к экзамену.

№ п.п

1
2

I четверть – 88 ч.
Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда
Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской

Всего
часов
2
1
1

3-4

Художественная отделка столярных изделий
Художественная отделка столярных изделий

34
2

5-6

Эстетические требования к изделию

2

7-8

Материал для маркетри

2

По плану

03.09
03.09
03.09
04.09
04.09
04.09
05.09
05.09

Фактичес
ки

9-10

Цвет, текстура разных древесных пород

2

11-12

Перевод рисунка на фанеру

2

13-14

Инструменты для художественной отделки изделия

2

15
16-17

Знакомство с изделием(коробка для шахмат)
Последовательность изготовления изделия

1
2

18-20

Изготовление коробки составление технологической карты

3

21-22

Выбор материала для коробки. Разметка заготовки .

2

23-27

Выпиливание по размерам.

3

Обработать напильником , шлифовальной шкуркой.

2

28-29

Самостоятельное определение причин недостатков в работе

2

30
31-32

Исправление ошибок.
Основы пожарной безопасности в столярной мастерской.

1
2

33-34

Причины возникновения пожара, меры предупреждения пожара.

2

35-36

Правила поведения при пожаре, использование первичных средств для
пожаротушения
Практическое повторение
Изготовление журнального столика с художественной отделкой

2

37-38

35
2

05.09
06.09
06.09
10.09
10.09
10.09
11.09
11.09
11.09
12.09
12.09
12.09
13.09
13.09
17.09
17.09
17.09
18.09
18.09
18.09
19.09
19.09
19.09
20.09
20.09
24.09
24.09
24.09
25.09

25.09
25.09
26.09
26.09
26.09
27.09
27.09
01.10
01.10
01.10
02.10
02.10
02.10
03.10
03.10
03.10
04.10
04.10
08.10
08.10

39-40

Порядок выполнения работ

2

41-43

Изготовление заготовки для ножки

3

44-46

Высверливание отверстия под нагель

3

47-49

Выборка проушины

3

50-52

Изготовления нагеля

3

53-54

Отделочная работа.

5

55-57

Изготовление столешницы

58-59

Разметка столешницы.

2

08.10
09.10

60-64

Выпиливание прямоугольника по заданным размерам

5

65-67

Шлифование столешницы

3

09.10
09.10
10.10
10.10
10.10
11.10
11.10
15.10

68-69

Сборка столешницы.

2

70-71

Окончательная отделка журнального столика

2

72-76

Самостоятельная работа
Изготовление подставки под цветы

17
5

77-78

Изготовление черенков для лопат.

2

79-80

Строгание, выпиливание

2

81-82

Изготовление лопат.

2

83-85

Измерение, пиление фанеры

3

86-88

Изготовление плечиков

3

15.10
15.10
16.10
16.10
16.10
17.10
17.10
17.10
18.10
18.10
22.10
22.10
22.10
23.10
23.10
23.10
24.10
24.10
24.10
25.10
25.10

IIчетверть 88часов
№ п.п

Наименование разделов и тем

Всего
часов
2
2

91-92

Вводное занятие
Правила техники безопасности в мастерской.
Общие сведения о мебельном производстве
Изготовление моделей мебели
Виды мебели

93-94

Детали и элементы столярных изделий

2

95-96

Изучение чертежей изготовления деталей изделий

2

97-98

Изучение сборочных чертежей изделия

2

99-100

Выбор изделия и составления плана его изготовления

2

89-90

20
2

101-102 Выполнение заготовительных операций

2

103-105 Разметка и обработка деталей изделия

3

106-107 Сборка узлов изделия «насухо»

2

108-109 Сборка изделия на клею

2

По плану
06.11
06.11
06.10
07.11
07.11
07.11
08.11
08.11
12.11
12.11
12.11
13.11
13.11
13.11
14.11
14.11
14.11
15.11
15.11
19.11

Фактичес
ки

110

Оценка качества готового изделия
Трудовое законодательство
111-112 Прием и увольнение с работы
113
114
115
116
117
118

Права и обязанности рабочих
Виды оплаты труда
Охрана труда на предприятиях
Трудовая и производственная дисциплина
Труд молодежи
Практическое повторение
Изготовление топорища.

1
7
2
1
1
1
1
1
9
1

119-121 Подготовка материала, измерение, строгание топорища

3

122-124

3

Правка топора на точиле.

125-126 Насадка топорища.

2

Самостоятельная работа
127-128 Работа на настольном фрезерном станке.

4
2

129-130 Работа на деревообрабатывающем станке. Черновые материалы.

2

Строительное производство. Плотничные работы
131
Плотничные работы
132
Теска древесины
133-134 Подготовка инструментов и приспособлений к работе

15
1
1
2

19.11
19.11
20.11
20.11
20.11
21.11
21.11
21.11
22.11
22.11
26.11
26.11
26.11
27.11
27.11
27.11
28.11
28.11
28.11
29.11
29.11
03.12
03.12
03.12
04.12
04.12

135-136 Технология тески бревен

2

137-138 Выборка четвертей и пазов

2

139
Соединение бревна и бруска с помощью врубок
140-141 Сплачивание доски и бруска в щит

1
2

142-143 Дисковая электропила устройство, приемы работы

2

144-145 Электрорубанок устройство, приемы работы

2

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
146
Хвойные и лиственные лесоматериалы
147-148 Ассортимент пиломатериалов и досок

7
1
2

149
150
151
152
153

Ассортимент заготовок из пиломатериалов
Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства
Материалы и изделия для настилки пола
Виды паркета
Изготовление строительных инструментов, приспособлений,
инвентаря для плотничных работ
Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря
для плотничных работ

1
1
1
1
8

04.12
05.12
05.12
05.12
06.12
06.12
10.12
10.12
10.12
11.12
11.12
11.12
12.12
12.12
12.12
13.12
13.12
17.12

1

17.12

154
Знакомство с изделием
155-156 Подбор материала и его раскрой

1
2

157-160 Изготовление изделия

4

17.12
18.12
18.12
18.12
19.12
19.12

19.12
Практическое повторение
161-162 Изготовление малки

12
2

163-164 Подбор материала, измерение длины, ширины, выпиливание

2

165-166 Изготовление стусла

2

167-168 Подбор материала , выпиливание углов

2

169-170 Изготовление ярунка.

2

171-172 Подбор материала, измерение углов, выпиливание

2

Самостоятельная работа
173

Изготовление лопат

174-176 Резерв на повторение

4
1

20.12
20.12
24.12
24.12
24.12
25.12
25.12
25.12
26.12
26.12
26.12
27.12
27.12

3

III четверть 110ч.
№
п.п

Мебельное производство
Наименование разделов и тем

Всего
часов

По плану

Фактичес
ки

177
178179
180181
182184
185
186
187
188
189
190191
192194
195197
198200
201202
203204
205206
207208

Вводное занятие
Повторный инструктаж по охране труда
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
Шпон: виды, свойства, производство

1
1
33
2

Технология облицовки поверхности шпоном

2

Облицовка поверхности шпоном

3

Облицовочный пленочный и листовой материал
Технология облицовки поверхности изделия пленками
Выполнение облицовки поверхности пленкой
Знакомство с изделием навесная книжная полка
Последовательность изготовления изделия
Изготовление навесной книжной полки

1
1
1
1
1
2

Подбор материала, разметка.

3

Выпиливание.

3

Изготовление круглых вставных шипов.

3

Выполнение несквозных отверстий в деталях под шипы.

2

Сборка изделия насухо.

2

Сборка корпуса.

2

Установка задней стенки.

2

209210
211212
213215
216219
220222
223227
228231
232237
238
239240
241

Технические требования к качеству готового изделия

2

Мебельная фурнитура и крепежные изделия
Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц

5
2

Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц

3

Практическое повторение
Гимнастическая палка на урок ЛФК

16
4

Лавочка под цветы

3

Изготовление швабры

5

Полка настенные под цветы

4

Самостоятельная работа
Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда

6
6

Строительное производство. Изготовление оконного блока
Элементы оконного блока
Изготовление оконных блоков в производственных условиях

17
1
2

Подготовка рабочего места к производству крупногабаритных деталей и
изделий

1

242

Изготовление элементов оконного блока

1

243244
245247
248249
250251
252
253254

Подбор материалов для изделия.

2

Разметка. Обработка заготовок.

3

Изготовление элементов соединения деталей изделия.

2

Сборка элементов оконных блоков насухо.

2

Проверка сборки.
Сборка на клею

1
2

Столярные и плотничные ремонтные работы
Дефекты столярно-строительного изделия и способы их устранения

11
2

Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов
Ремонт столярных соединений

1
2

Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок

2

Выполнение ремонта столярно-строительного изделия

4

Изоляционные и смазочные материалы
Теплоизоляционные материалы

5
2

Гидроизоляционная пленка
Смазочные материалы

1
2

255256
257
258259
260261
262265
266267
268
269270

Практическое повторение

11

271272

Изготовление разделочной доски

2

273275

Изготовление детского стула

3

276278

Изготовление оконного блока форточка

3

279281

Ремонт школьных лопат

3

Самостоятельная работа
282283
284286

Царга для табурета

5
2

Изготовление топорища

3

IV четверть 88
№
п.п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

По плану

Фактичес
ки

Вводное занятие
287
288289
290291
292293
294
295297

Вводное занятие
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства
Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии

1
1
10
2

Механизация и автоматизация столярных работ

2

Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ

2

Производительность труда и себестоимость продукции
Мебельное производство

1
3

Изготовление секционной мебели
298299
300301
302303
304305
306307
308309
310312
213316

Секционная мебель

27
2

Разработка одного из видов секционной мебели

2

Способы установки и соединения стенок секции

2

Изготовлений секций

2

Подбор материала

2

Разметка деталей

2

Отпиливание

3

Обработка деталей

4

317319

Отделка, технические требования к качеству работы

3

320322
323324

Сборка изделий

3

Монтаж секционной мебели

2

Практическое повторение
325330
331334
335339
340344
345346
347349
350
351353
354355
356

Ремонт лопат в интернат

15
6

Изготовление швабр в интернат

4

Изготовление вешалки в интернат

5

Контрольная работа
Выполнение технологической операции или изготовление изделия

5
5

Строительное производство. Плотничные работы
Перегородка: устройство, технология монтажа

9
2

Дощатый пол устройство технология настилки

3

Правила безопасности при выполнении плотничных работ
Монтаж перегородки или настил пола в нежилом помещении

1
3

Кровельные и облицовочные материалы
Кровельные материалы

3
2

Облицовочные материалы

1
Настилка линолеума

6

357
358359
360361
362
363
364
365
366
367369
370371
372374

Линолеум и его применение
Резка линолеума

1
2

Виды и приемы наклеивания линолеума на основание

2

Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение
Фанера и древесные плиты
Фанера виды изготовления применение
Свойства фанеры и ее сорта
Древесно – стружечные и древесно – волокнистые плиты
Определение названий пороков и дефектов по образцам разных видов
фанеры и древесных плит
Практическое повторение
Ремонт двери в столярной мастерской

1
4
1
1
1
1

Скалки для столовой

2

Черенки на лопат и на грабли

3

Подготовка к экзаменам

2

8
3

Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Основная:
2. Журавлев Б. А. Столярное дело: учеб. Пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы / Б. А.
Журавлев. – М.: Просвещение, 1992
Дополнительная:

2. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский
; Науч.-исслед. ин-т дефектологи Академии пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1990
3. Василенко В.М.Народное искусство. М., 1974.
4. ГазарянС.С.Прекрасное своими руками. М., 1979
5. Пешков Е. О. Технический словарь школьника: пособие для практических занятий учащихся 5-9 классов. М.
Просвещение, 1988
Литература для обучающихся
Основная:
2. Журавлев Б. А. Столярное дело: учеб. Пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы / Б. А.
Журавлев. – М.: Просвещение, 1992


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».