РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Приложение к АООП №
Утверждено приказом директора
от 13.04.2021 № 249

Принято на педагогическом
совете от 13.04.2021г № 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
«МБОУ СКШИ VIII ВИДА»
на 2021-2025 учебный год

Чернушка

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………
1. Особенности воспитательного процесса……………………………………………
2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………….
3. Виды, формы и содержание деятельности…………………………………………..
3.1.. Модуль «Школьный урок»………………………………………………………..
3.2. Модуль «Классное руководство»…………………………………………………
3.3. Модуль «Ключевые общешкольные дела»……………………………………….
3.4. Модуль «Внеурочной деятельности»……………………………………………..
3.5. Модуль «Профориентация»…………………………………………………….......
3.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся»...
3.7. Модуль «Самоуправление»……………………………………................................
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»………………………....
3.9. Модуль «Экскурсии»…………………………………….........................................
3.10. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная
безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и
терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)»…….......
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг)………

2

3
3
5
9
9
10
11
12
14
15
16
16
17

18
19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является нормативно- управленческим
документом МБОУ "СКШИVIIIвида", определяющим организационно-управленческие и
содержательно-деятельностные направления осуществления воспитательной работы в
образовательной организации. Настоящая Программа школы разработана на основе следующих
нормативных документов: Конституции Российской Федерации.; Федерального Закона от

29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)п13,ч1от 19.12.2014г; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15); Конвенция о правах
инвалидов от 13.12.2006г; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971г.;
Устава МБОУ СКШИVIII вида"; Программа развития МБОУ СКШИVIII вида 2020-2025
годы.
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом
педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми
деятельности. В центре программы воспитания находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации
программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа
призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с
детьми в школе.
1. Особенности организуемого воспитательного процесса в школе.
Целью воспитательной работы в МБОУ «СКШИVIII вида», является создание событийной
среды, где при социально-педагогической поддержке, в ходе социально- значимой деятельности
учащихся, происходит духовное развитие, становление и развитие образованного, функционально
грамотного, обладающего ключевыми компетентностями, нравственно, психически и физически
здорового гражданина и патриота своей Родины, уважающего законные права и свободы других
3

людей, конкурентно-способного в современной социально-экономической ситуации.
Современные требования обеспечить высокий, образовательный, творческий и социальный
уровень обучающихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного
времени и сохранения их здоровья, определяют необходимость создания единой воспитательной
системы в образовательной организации, которая выстраивается на основе интересов обучающихся
и использовании разнообразных видов и форм занятий с учениками.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и обучающихся:
- соблюдение законности и прав семьи и ребенка, конфиденциальности информации о ребенке
и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность и целесообразность процесса воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные
дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также их социальная активность;
- педагоги образовательной организации ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Одним из показателей эффективности воспитательной работы в школе определяется
заинтересованность обучающихся школьной жизнью, что обеспечивается формированием
школьных традиций, вовлечением детей в общешкольные мероприятия, формированием системы
досуговых мероприятий. Работа с родителями (законными представителями) организуется через
систему родительских собраний, родительский комитет, непосредственный контакт родителей
(законных представителей) с педагогами, классными руководителями и администрацией
образовательной организации. Важным является соблюдение условия единства педагогического,
родительского и ученического коллективов. Работа с классными руководителями по организации
воспитательной работы строится через систему методических и организационных мероприятий,
обеспечивающих раскрытие содержания воспитательной работы, знакомство с современными
достижениями педагогики в области организации воспитательной деятельности, обсуждение
городских программ по организации воспитательной работы и повышению ее качества и
4

эффективности.
В МБОУ «СКШИ VIII вида», налажено сотрудничество с ведомствами как:
 Отдел МВД России по Чернушинскому району Пермского края
 МБУ «Краеведческий музей»
 Центральная городская библиотека
Управление социальной защиты населения администрации Чернушинского района
 ГБУЗПК «Чернушинская районная больница»
 Отделом по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав.
Школа осуществляет образовательные и воспитательные услуги по обеспечению образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основными
потребителями образовательных и воспитательных услуг Школы являются дети и родители
(законные представители).
Раздел II. Цель и задачи воспитания.

Целью воспитательной работы в МБОУ «СКШИVIII вида», является создание
событийной среды, где при социально-педагогической поддержке, в ходе социальнозначимой деятельности учащихся, происходит духовное развитие, становление и
развитие образованного, функционально грамотного, обладающего ключевыми
компетентностями, нравственно, психически и физически здорового гражданина и
патриота своей Родины, уважающего законные права и свободы других людей,
конкурентно-способного в современной социально-экономической ситуации.
Современные требования обеспечить образовательный, творческий и социальный
уровень обучающихся при максимально полезном и плодотворном использовании
свободного времени и сохранения их здоровья, определяют необходимость создания
единой воспитательной системы в образовательной организации, которая выстраивается
на основе интересов обучающихся и использовании разнообразных видов иформ занятий
с учениками.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
- соблюдение законности и прав семьи и ребенка, конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении
в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность и целесообразность процесса воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
5

ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализих результатов;
- в образовательной организации создаются такие условия, при которых по
мере взросления ребенка увеличивается его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
-

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- педагоги
образовательной
организации
ориентированы
на
формирование коллективов в рамках школьных классов, внеурочной деятельности
и дополнительной занятости и, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является
классный руководитель, реализующий по отношению к детям личностноразвивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Воспитательная работа в образовательной организации условно разделена
на три блока, включающая в себя работу с обучающимися, работу с родителями
(законными представителями) и работу с классными руководителями, при
обеспечении согласованности и взаимного дополнения этих блоков. Одним из
показателей эффективности воспитательной работы в школе определяется
заинтересованность обучающихся школьной жизнью, что обеспечивается
формированием школьных традиций, вовлечением детей в общешкольные
мероприятия, формированием системы досуговых мероприятий. Работа с
родителями (законными представителями) организуется через систему
родительских собраний, родительский комитет, непосредственный контакт
родителей (законных представителей) с педагогами, классными руководителями и
администрацией образовательной организации. Важным является соблюдение
условия единства педагогического, родительского и ученического коллективов.
Работа с классными руководителями по организации воспитательной работы
строится через систему методических и организационных мероприятий,
обеспечивающих раскрытие содержания воспитательной работы, знакомство с
современными достижениями педагогики в области организации воспитательной
деятельности, обсуждение городских программ по организации воспитательной
работы и повышению ее качества и эффективности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
В воспитании обучающегося таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий дляусвоения обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций общества, в котором они живут.
6

Выделение данного приоритета связано с их потребностью
самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
образовательной организации педагогами и воспринимаются детьми именно как
нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел и в дальнейшем. К наиболее важным из
них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в
учебныхзанятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусоромулицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать собственное мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
1. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
7

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками
и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
созданияблагоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. с их потребностью
в жизненном самоопределении
Это:
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях,волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыраженияи самореализации.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели,позволит школьнику с УО получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя
и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
8

способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
- вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие по
школьным
программам
внеурочной
деятельности,
реализовывать
их
воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне
школы,так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии (в т.ч. виртуальные) и
реализовыватьих воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
-организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
-развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
-организовать работу с семьями обучающихся, их родителями
(законными представителями), направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь детей
и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Инвариативные модули
- Школьный урок
- Классное руководство
- Курсы внеурочной деятельности
- Профориентация
- Работа с родителями
- Самоуправление

Вариативные модули
- Ключевые общешкольные дела»
- «Школьные медиа»
-«Организация
предметноэстетической среда»
- «Волонтерство»
-«Экскурсии ,экспедиции,походы»
-«Безопасность жизнедеятельности»

3.1.Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
9

Уровень

Решение следующих основных задач:
Овладение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью,обеспечивающей формирование
жизненных компетенций;
-достижения планируемых результатов освоения АООП образования
обучающихся;
- развитие эмоционально-коммуникативного взаимодействия
- коррекция недостатков психофизического развития
- обучение в сотрудничестве
- обучение навыков решения проблем

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
-побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися собственного мнения по
ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями (законными представителями) обучающихся.

10

Уровень
Работа
классным
коллективом

с

Индивидуальная
работа
с
обучающимися

Работа
с
учителями,
преподающими
в классе
Работа
с
родителями
обучающихся
или
их
законными
представителями

Формы и виды деятельности
-изучение обучающихся класса (потребности, интересы,
склонности и другие личностные характеристики
членов классного коллектива, проведение тематических
классных часов к государственным датам «День
народного Единства», «Дети войны», классные часы по
профориентации и др., сплочение коллектива класса
через игры, тренинги, походы и экскурсии,
формирование традиций в классном коллективе: «День
именинника», концерты для мам, бабушек, пап, и т.п.,.
организация органов самоуправления в классе:
выработка законов класса, выборы старосты класса,
разделение детей на временные инициативные групп,
подготовка и проведение ключевого общешкольного
дела: «День учителя. «Дни здоровья», «Новый год
стучится в двери!» и др
-наблюдение,
изучение, заполнение личных дел
обучающихся,
собеседование
с
учителями
–
предметниками, использование анкет, тестов, для
изучения мотивации обучающихся, конкретной группы
обучающихся или класса в целом, уровень тревожности
обучающихся класса, проведение индивидуальных и
групповых
диагностических
бесед,
совместное
планирование работы каждой четверти, подведение
итогов, заполнение с обучающимися «Портфолио»,
работа классного руководителя с обучающимися,
имеющими психологические проблемы с привлечением
психолога школы, вовлечение обучающихся в
социально значимую деятельность, контроль за
успеваемостью и посещаемостью обучающихся класса,
контроль за посещением консультаций по предметам,
дополнительных занятий с педагогами, делегирование
отдельных поручений, оказание помощи через
социально-психологическую
службу
школы,
вовлечение детей в объединения дополнительного
образования, работа с обучающимися ГР СОП, СОП.
-посещение учебных занятий, встречи с учителямипредметниками по проблемам класса, ведение дневника
наблюдений, индивидуальные беседы с обучающимися
и их родителями, участие в Совете профилактики,
ПМПк, привлечение учителей к участию в родительских
собраниях
- изучение категории семьи, психологического климата семьи
(анкетирование, посещение семьи), педагогическое
просвещение родителей по вопросам воспитания детей
(классные родительские собрания), привлечение
родителей
к
совместной
детско-взрослой
познавательной, проектной, общественно-полезной
деятельности,
консультирование
родителей
по
проблемам поведения, обучения детей, c целью
координации воспитательных усилий педагогов и
родителей, при необходимости привлечение педагога 11

психолога, социального педагога, Дни открытых дверей
с показом открытых уроков и лекций, информирование
родителей - диалог в родительских группах
(мессенджеры VK, Viber, WhatsApp)
3.3.Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Важным средством воспитания в Школе являются традиции, которые не только
формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности
школы, и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.
Уровень
Мероприятия
Внешкольный
-спортивно-массовые соревнования в рамках Школьной спортивной лиги
(Кросс Нации), всероссийские спортивные соревнования «Лыжня России»
-всероссийские акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»
-городские мероприятия: акция ко Дню матери ,акция к Дню пожилого
человека, межмуниципальные мероприятия
Школьный
- праздники: «День Знаний», цикл мероприятий к празднику «День
пожилого человека», «День Учителя», «День матери», общешкольные
«Дни здоровья» , «Новый год стучится в двери!», цикл мероприятий в
рамках «Дня защитника Отечества – «Зарница», «8 Марта – Минута
славы», «Последний звонок », Выпускной вечер, «День снятия блокады
Ленинграда», соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, Дни
подростка;
- акции: ко Дню Победы, к Дню пожилого человека «Теплые
руки»,«Чистый двор», акция «Мы помним! Мы гордимся!»,
-субботник на территории школы, рейд «Школьная форма», рейды
«Лучший классный уголок»,
- познавательные мероприятия: «День российской науки», «Безопасное
колесо», Всероссийская неделя детской и юношеской книги, Месячник
безопасности
Классный
«Праздник букваря», «Посвящение в первоклассники», общешкольные
тематические классные часы к государственным праздникам,
тематические классные часы, совместные праздники с родителями, день
рождения класса, участие классов в реализации общешкольных ключевых
дел, выборы в Совет класса
Индивидуальн -индивидуальные школьные конкурсы, конкурсы рисунков, конкурсы
ый
чтецов, составление портфолио
3.4.Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые могли
бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
12

доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности,
направленныена передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Направление
Социальное направление

Общеинтеллектуальное
направление

Духовно-нравственное
направление

Общекультурное направление

Декоративно-прикладное
направление

Спортивно-оздоровительное
направление.

Наименование курсов внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» в рамках урока курс направлен
использование приобретённых знаний для принятия верных
решений, связанных с деньгами. «Дерево добра», «Дерево жизни»,
«Я все смогу,я все умею»
«РПСП»–развитие психологических и сенсорных процессов
направлены на развитие коммуникативных компетенций
школьников, воспитание у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей
классный час, создает благоприятные условия для социальной
самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие
Разовые и краткосрочные воспитательные мероприятия
(внутриклассные и общешкольные), экскурсии направлены на
развитие общекультурных способностей, эстетических знаний,
развитие
опыта
творческой
деятельности,
творческих
способностей
«Волшебный бисер», «Мастерилка» ,«В гостях у криворучки»,
«Волшебная иголочка», данные кружки созданы для социальной
самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре
«ОФП» и «Адаптивная физ-ра» направлены на физическое
развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к
своему зоровью, побуждение к здоровому образу жизни

13

3.5.Модуль «Профориентация»
Профориентационная работа в МБОУ «СКШИ VIII вида» опирается на
следующие принципы: дифференцированный и индивидуальный подход к
учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах; оптимальное сочетание
массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с
учащимися и родителями (законными представителями); взаимосвязь школы,
семьи, профессиональныхучебных заведений.

Уровень
образования

Формы

Примеры

Профориентационные игры
Профориентационные
квесты
Классные часы, внеурочные
занятия
экскурсии
на
предприятия города
Профессиональные пробы
Экскурсии на предприятия
города
Диагностика обучающихся
Консультирование
обучающихся

-Оформление уголка «Мир профессий»
-«Все профессии важны, все профессии
нужны» - беседы
- Профориентационные минутки на уроках

14

-Оформление
уголка
профессиональный выбор»

«Твой

- Профориентационный квест «Сто дорог –
одна твоя», 7-9 классы
- посещение профориентационных выставок,
ярмарок профессий, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях
- Экскурсии на предприятия
-Занятия психолога
–Профориентационные беседы
-Встречи с представителями интересных
профессий
- Проведение родительских собраний по
профессиональному самоопределению
- Тематические классные часы «Моё
профессиональное
будущее»,
«Новые
тенденции в мире профессий» для 7-9 классов
- Совместное с педагогом-психологом и
классными
руководителями
изучение
интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий и учебным заведениям в которых
их обучают
-Посещение дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях
-Участие обучающихся во всероссийском
проекте «Урок цифры»

3.6.Модуль
обучающихся»
Уровень
участия

«Работа

с

родителями

представителями)

Виды и формы участия

Содержание деятельности

Совет родителей

Участие
родителей
в
управлении
образовательной
организацией,
решении
вопросов воспитания и социализации их детей.
Обсуждение острых проблем обучения и
воспитания школьников.
Обсуждение вопросов организации обучения,
вопросов воспитания детей в период подготовки
к экзаменам.
Педагогическое просвещение родителей по
вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получают рекомендации классных
руководителей и обмениваются собственным
творческим опытом и находками в деле
воспитания детей
Педагогическое просвещение родителей по
вопросам обучения и воспитания детей
Обсуждение проблем воспитания, просвещение
родителей с нарушением детско-родительских
отношений. Помощь родителям и детям

Групповой
Общешкольные
родительские собрания
Собрание с родителями
выпускников школы
Тематические
классные
собрания для родителей

Дни открытых дверей

Индиви
дуальный

(законными

Встречи с родителями
детей
состоящих
на
различных видах учёта (ГР
СОП, СОП, ВШУ),
Взаимодействие
с взаимодействие с родителями с помощью
родителями по средствам группы школы в ВКонтакте: размещается
современных технологий
информация,
предусматривающая
ознакомление родителей, школьные новости
взаимодействие
классного
руководителя,
учителей-предметников через родительские
группы в VK, Viber, WhatsApp
Классные
родительские решение организационных вопросов при
комитеты
подготовке и проведению внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности,
обсуждение проблем в обучении и воспитании
участников классного коллектива
Индивидуальные
консультирование родителей по проблемам
консультирование
поведения, для решения острых конфликтных
родителей по проблемам ситуаций,
c
целью
координации
поведения
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Индивидуальные
консультирование родителей по проблемам
консультации
для сопровождения детей
15

родителей
узких
специалистов
Психолого-педагогические участие
родителей
в
педагогических
консилиумы
консилиумах,
собираемых
в
случае
возникновения острых проблем, связанных с
обучением и воспитанием конкретного ребенка

3.7.Модуль «Самоуправление»
Совет
обучающихся,
объединяющий
лидеров
классов
для
Уровень школы
информирования обучающихся и получения обратной связи от классных
коллективов обучающиеся участвуют в планировании, организации,
проведении и анализе общешкольных мероприятий, акций, конкурсов
- организация Совета обучающихся в классном коллективе
Уровень класса
-познавательная деятельность: интеллектуальные игры ,квесты,
марафоны, и т.д
-спортивно-оздоровительная деятельность: проведение мероприятий,
проведение веселых стартов,
- художественное творчество: выставки рисунков, поделок, «День
матери», и др.
-проблемно-ценностное общение: посещение кинотеатра (просмотр и
обсуждение кинофильмов) и др
- организации дежурства в классе: составление графика дежурства,
определение обязанностей дежурных и т.д.
-оформлении, благоустройстве классного кабинета: информационное
оформление (стенд) классного уголка, создание цветочных зон
Индивидуальный -вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел, реализация школьниками
уровень
функций, отвечающими за различные направления работы в классе
выполнение поручений - фотограф, оформитель классного уголка и т.д.

3.8.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной
организации обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
образовательной организации как:
- размещение на стендах образовательной организации регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им
реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг
16

друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной
организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с
интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно- эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания
ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

3.9.Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- экскурсии в музей, в картинную галерею, на предприятия города;
-походы выходного дня, организуемые в классах их классными
-руководителями и родителями школьников: на природу (проводятся в
форме пеших, велосипедных, лыжных прогулок);
- литературные, исторические, географические экскурсии, организуемые
учителями и родителями школьников в другие города или села для
углубленного изучения произошедших здесь исторических событий,
имеющихся
здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

3.10.
Модуль
«Безопасность
жизнедеятельности
(пожарная
безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность,
профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения
инфекционных заболеваний)»
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного
модуля, представленный в индивидуальных планах воспитательной работы.
На внешкольном уровне:
- Участие в городских месячниках безопасности, «Единых уроках
безопасности», в городском конкурсах и проектах « «Всероссийской добровольной
17

просветительской интернет-акции: Безопасность детей в современном мире»;
- Межведомственное взаимодействие с представителями ОУУП и ПДН
ОМВД, КДН и ЗП,
- Размещение тематических информационных материалов в электронных
СМИ
- Участие во Всероссийских родительских собраниях.
На школьном уровне:
• Участие во Всероссийская акция СТОП_ВИЧ_СПИД, «Красная
ленточка»; • Участие в акции «Мое здоровье в моих руках»;
• Изучение информированности родителей и детей об интернет-рисках и
угрозах, способах защиты от них, о возрастных особенностях подросткового
возраста, о детскородительских отношениях и т.д. через опросы;
• Просветительская работа : организация и проведение общешкольных
родительских собраний и по параллелям по профилактике деструктивного
поведения и профилактике кризисных состояний, как противостоять давлению
среды, об особенностях детского возраста, ознакомление родителей с видами
интернет-угроз, с техническими средствами от интернет-угроз, способами
противодействия их распространения;
• Просветительские акции для родителей «Безопасность детей-забота
родителей», распространение памяток для родителей и педагогов по
«Профилактике деструктивного состояния обучающихся», «Профилактика
кризисных состояний у обучающихся», «Безопасный интернет». Доведение до
родителей информации о службах и организациях в случае столкновения с
рисками и угрозами любого характера.
На уровне классов:
Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях
учреждений дополнительного образования,
• Организация и проведение мероприятий по созданию гуманной и
социализирующей атмосферы в классных коллективах.
• Проведение классных часов, круглых столов, диспутов, игр, тренингов,
акций, циклов радиопередач, школьных фотоконкурсов направленные на
повышение уровня групповой сплоченности в школе, на сохранение психического,
соматического и социального благополучия обучающихся, на создание здоровой
среды в школе, привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
развитие ценностных отношений, обучение техникам самопомощи и снятию
стрессового состояния, обучение подростков проблемно-разрешающему
поведению, на умение противостоять давлению окружающей среды.
На индивидуальном уровне :
• Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска;
• Выявление и учет учащихся, требующих повышенного педагогического внимания
(группа риска)
• Индивидуальные консультации для родителей и обучающихся.
• Систематическое проведение Совета по профилактике и Дня инспектора.

18

4.Основные направления самоанализа воспитательной работы
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ
осуществляется ежегодно силами администрации школы, классных руководителей,
педагогов- психологов, социального педагога. В качестве основных способов
получения информации по каждому критерию используются: экспертная оценка,
оценка педагогами, родителями, детьми.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными направления
анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ
классными руководителями, педагогом-психологом совместно с заместителем
директора с обсуждение его результатов на заседании педагогического совета школы
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития удалось решить за минувший год;
какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать
- Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ классными руководителями, педагогом-психологом,
родителями, заместителем директора, педагогам-организатором хорошо знакомыми
с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, Советом обучающихся, анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании педагогического совета школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:
- с качеством проводимых общешкольных ключевых дел
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
- качество организации предметно-развивающей среды школы
- качеством взаимодействия школы и семей школьников
Итогом анализа организуемой воспитательной деятельности в МБОУ «СКШИ VIII вида»
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».