Пояснительная записка Программа для 1 дополнительного класса разработана на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребёнок»), утвержденной на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО (Пермь: ПОИПКРО, 2010 г.), на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей. М.,1983. Разработка программы выполнена с учётом индивидуальных особенностей «особого ребёнка», основываясь на разделах и тематике программы. Актуальность разработки данной программы обусловлена: - социальным заказом общества; - необходимостью регулирования процессов обучения детей с выраженной умственной отсталостью и обеспечения реализации их права на получение адекватного образования В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. При работе с детьми данной категории нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения того или иного задания. Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям. Цель программы: Коррекция дефектов физического развития общей моторики и выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Задачи: 1. Развитие интереса к учебным занятиям 2. Выработка умения слушать учителя и выполнять его задания, упражнения, инструкции. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа (68 часа, 2 часа в неделю) Общеразвивающие и корригирующие упражнения Дыхательные упражнения. Изменение длительности вдоха и выдоха по инструкции учителя. Руки через стороны вверх — подтянуться вдох, руки вниз - расслабиться — выдох. Основные положении и движения. Повторение и закрепление ранее пройденных упражнений. Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой. Вращение кистей рук. Наклоны и повороты туловища в сочетании c движениями рук. Взмахи ногой вперед, назад. B положении лежа на спине поочередное поднимание ног. B положении лежа на животе поднимание головы, прогибание назад c опорой на руки. B стойке на четвереньках прогибание и выгибание спины («кошечка»,«скамеечка»). Стоя y опоры, покачивание ногой вперед, назад, потряхиваниеногой («стряхнуть воду с ноги»). Упражнения на формирование правильной осанки. Стоя y вертикальной плоскости в положении правильной осанки, движения руками в стороны, вверх. Сохранение правильной осанки в положении сидя до5 сек. Ритмические упражнения. Остановка движения с прекращением звучания музыки. Изменение темпа движения в зависимости от характера музыки. Прикладные упражнение Построения, перестроение. Размыкание на вытянутые руки вперед c помощью учителя. Повороты по ориентирам c указанием стороны. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Класс,стой». Ходьба и бег. Ходьба c остановками по слуховому и зрительному сигналу. Ходьба cперешагиванием через предметы высотой 1015 см. Переход от бега к быстрой ходьбе, постепенно снижая скорость. Бег в играх. Прыжки. Прыжки на одной ноге на месте. Пpыжки на месте на двух ногах с поворотом на 45°. Прыжки c одной ноги на две. Прыжок в глубину c двух ног на две (с гимнастической скамейки на мат). Из положения ноги врозь (гимнастическая скамейка между ног) прыжки на двух ногах c продвижением вперед и опоройнa руки. Броски, ловля, передача предметов, переноска груза. Выполнение общеразвивающих упражнений c удержанием мяча. Катание мяча между расставленными предметами. Передача большого мяча в колонне между ног. Метание малого мяча c места через натянутую веревку. Броски мяча в стену c расстояния 2-3 м, правой и левой рукой из-за головы. Держание палки двумя руками хватом сверху и снизу. Выполнение различных исходных положений c палкой. Поднимание палки с пола и опускание ее на пол. Переноска гимнастических палок (8-10 шт.). Переноска гимнастического мата (8 чел.). Лазание, подлезание, перелезание. Лазание по гимнастической стенке попеременным способом. Лазание на четвереньках по наклонной гимнастической скамейке под углом 20о. Перелазание через гимнастического коня. Перелезание c одной гимнастической скамейки на другую вперед на четвереньках. Подлезание под 2 препятствия разной высоты. Перешагивание через гимнастическую скамейку. Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставными шагами. Ходьба по гимнастической скамейке c различным положением рук. Стойка на одной ноге, другая прямая назад, руки вверх — 2-3 сек. Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом, делать повороты переступанием. Игры. «Зaпомни движение», «Кошка и мышь», «Где позвонили?», «Что пропало?» (c усложнением), «Сбор картофеля», «Ударь в бубен», «Аист ходит по болоту». В процессе физического воспитания необходимо добиваться конкретных задач: - учить детей готовиться к уроку физкультуры; - выполнять движения в действиях по подражению взрослым; - ходить и спрыгивать с гимнастической скамейки; - бросать и ловить мяч; - метать в цель; - прыгать на одной и двух ногах. № Тема, содержание Кол. час По плану 1 четверть- 15 часов 1 2 В здоровом теле- здоровый дух Ходьба обычная 1 1 2.09.20 7.09.20 3 Ходьба в колонне по-одному 1 9.09.20 4 Свободный бег 1 14.09.20 5 Дыхательные упражнения 1 16.09.20 6 Построение в колонну по-одному 1 21.09.20 Факт. 7 Подпрыгивание на месте на двух ногах 1 23.09.20 8 Бросание мяча 1 28.09.20 9 Свободный бег 1 30.09.20 10 Дыхательные упражнения 1 5.10.20 11 12 Построение в колонну по-одному Подпрыгивание на двух ногах 1 1 7.10.20 12.10.20 13 Ходьба на носках 1 14.10.20 14 Чередование бега с ходьбой 1 19.10.20 15 Передача мяча 1 21.10.20 2 четверть – 16 ч 17 Передача мяча 16 1 18 Упражнения с мячом 1 19 Упражнения с флажками 1 20 Прыжки на двух ногах 1 21 Прыжки на одной ноге 1 22 Метание мяча 1 23 Дыхательные упражнения 1 24 Ходьба с упражнениями 1 25 Выполнение команд 1 26 Ходьба по гимнастической скамейке 1 27 Передача предметов 1 28 Ходьба и бег 1 29 Упражнения в равновесии 1 30 Метание мяча 1 31 Упражнения с мячом 1 32 Резерв на повторение 1 3 четверть – 20 ч 20 33 Упражнения в равновесии 1 34 Упражнения на внимание 1 35 Комплекс физических упражнений 1 36 Беседа «Одежда и обувь лыжника» 1 37 Работа с лыжами. Выполнение команд 1 38 Работа с лыжами. Ступающий шаг 1 39 Работа с лыжами. Скользящий шаг 1 40 Свободное катание на лыжах 1 41 Работа с лыжами. Повороты 1 42 Свободное катание на лыжах 1 43 Работа с лыжами. Приставные шаги 1 44 Свободное катание на лыжах 1 45 Повторение поворотов. Спуск 1 46 Спуск и подъем. Попеременный ход 1 47 Дыхательные упражнения 1 48 Ходьба и бег 1 49 Комплекс упражнений 1 50 Передача мяча. Эстафета 1 51 Резерв на повторение 1 52 Резерв на повторение 1 4 четверть – 16 ч- 53 Упражнения в равновесии 16 1 54 Ходьба и бег в колонне по-одному 1 55 Упражнения в равновесии. Игра 1 56 Построение в 2колонны 1 57 Упражнения с мячом 1 58 Передача мяча 1 59 Прыжки в высоту 1 60 Бег с препятствиями 1 61 Бег с ускорением 1 62 Прыжки с места в длину 1 63 Построение, перепостроение 1 64 Эстафета по кругу 1 65 Прыжки в длину 1 66 Метание мяча 1 67 Резерв на повторение 1 68 Резерв на повторение 1 Учебно-методическое обеспечение: Литература для учителя: Основная: 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями МБОУ «СКШИ VIII ВИДА». 2. Программа классов (групп) для умственно отсталых детей «Особый ребёнок» . Пермь 2010 г. Дополнительная: 1.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с 2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986. - 79 с. 3.Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2001 - 256 с. 4.Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.