Движение Первых. Программа_Движения

МИНИСТЕРСТВО
ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЁЖИ
(РОСМОЛОДЁЖЬ)

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ
ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННОЕ
ДВИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ
«ДВИЖЕНИЕ
ПЕРВЫХ»

ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»

Москва 2023

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕРОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................................................... 3
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................................... 5
3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ............................................................................................................................... 8
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ............................................ 10
5. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ .................................................................................................................. 16
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................................................. 18
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................................................... 19
8. ПРИЛОЖЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДВИЖЕНИЯ......................... 20

2

1. Пояснительная записка
Программа воспитательной работы общероссийского общественногосударственного движения детей и молодежи «Движение первых» (далее –
Движение, Программа Движения) разработана Правлением Движения
совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и
Федеральным агентством по делам молодежи (далее – Росмолодежь) на
основании:
− Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
− Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ
«О молодежной политике в Российской Федерации»;
− Федерального закона от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи»;
− Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
− Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358
«О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на
период до 2030 года»;
− Комплексного

плана

противодействия

идеологии

терроризма

в Российской Федерации на 2019–2023 годы (утв. Президентом Российской
Федерации от 28.12.2018 г. ПР-2665);
−

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015

года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
− Устава Общероссийского общественно-государственного движения
детей и молодежи «Движение первых».

Данная

программа

Движения

является

основным

документом,

определяющим деятельность Движения по реализации задач государственной
политики в области воспитания, защиты и обеспечения интересов детей и
молодежи во всех сферах жизнедеятельности с целью формирования
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и
национально-культурных

традиций,

а

также

противодействию

распространению идеологий экстремизма и терроризма.
Ценностно-смысловое содержание Программы Движения отвечает
требованиям государственных стратегических ориентиров по формированию
детского и молодежного движения как общественно-государственного
института

воспитания

детей

и

молодежи

с

учетом

действующего

законодательства в сфере образования и молодежной политики.
Программа

Движения, Примерная

программа

воспитания в

общеобразовательных организациях и преемственные федеральные рабочие
программы воспитания основаны на государственных стратегических
ориентирах, единстве ценностно-смысловых, методологических, базовых
научно-педагогических подходов.
Программа Движения направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым
относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России.
Программа Движения
– учитывает традиции народов России, достижения российской
и мировой культуры;

4

–

предусматривает

приобщение

подрастающего

поколения

к этнокультурным ценностям многонационального российского государства;
–

обеспечивает

организацию

противодействия

распространению

идеологий терроризма и экстремизма среди детей и молодежи.
Сфера применения Программы Движения – в деятельности Движения
как общественно-государственного института воспитания детей и молодежи
вне

образовательного

процесса

в

образовательных

организациях,

в организациях культуры, физической культуры и спорта, а также в области
молодежной политики, социальной защиты и др.
Программа

Движения

выступает

основным

документом

для

организации воспитательной работы в первичных, местных, региональных
отделениях Движения и в деятельности коллективных участников Движения.
2. Общие положения
Консолидация общественно-государственных усилий по укреплению
традиционных российских основ, рост внимания к детству как важнейшей
ценности определили приоритет государственной политики содействия
воспитанию детей и молодежи в Российской Федерации.
Развитие и поддержка общественной активности, гражданских и
патриотических инициатив детей и молодежи являются ключевыми
условиями сохранения единства, национальной безопасности, стабильности и
процветания нашей великой Родины.
Общество и государство выступили инициаторами общероссийского
общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение
первых» как социального института содействия воспитанию детей, созданию
равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и
молодежи, подготовке их к полноценной жизни в обществе.
Миссия Движения состоит в предоставлении подрастающему поколению
граждан страны возможностей реализовать собственную инициативу,
самостоятельность и ответственность в коллективной общественно значимой
5

деятельности.
Движение предоставляет всем детям без исключения открытый доступ к
участию в социально значимой деятельности путем вступления в первичное
отделение Движения во всех субъектах и муниципалитетах Российской
Федерации. Первичное отделение формируется с участием значимых
взрослых (наставников и педагогов) в образовательных организациях, в
организациях культуры, физической культуры и спорта, молодежной
политики, социальной защиты, детского отдыха и оздоровления и других.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи» закреплены участие и сферы ответственности в
деятельности и развитии движения заинтересованных федеральных органов
исполнительной

власти,

вопросы

ведения

которых

затрагиваются

соответствующими программами работы с детьми: воспитательной работы,
иной работы.
В России накоплен уникальный опыт воспитательной работы в детских
общественных
отечественного
общественных

организациях.
детского
объединений

ХХ

век

движения,

стал

периодом

становления

формирования

разнообразных

(военно-патриотических,

экологических,

объединений клубного типа), массовых пионерской и комсомольской
организаций. В 1990-е годы ХХ века сокращение их деятельности привело
к утрате единства подходов к организации воспитания детей и молодежи,
их массового участия в общественно значимой деятельности, изменилась
картина многообразия детских и молодежных объединений.
Движение выступает преемником детского движения ХХ века,
созидателем нового исторического этапа его развития как особой формы
воспитания детей и молодежи в социально-педагогических реалиях ХХI века.
Программа

Движения

обеспечивает

объединение

усилий

и

координацию деятельности всех общественных организаций, занимающихся

6

воспитанием детей и молодежи на новом историческом этапе развития
общества и государства.
Программа Движения является программой совместной коллективной
деятельности участников – детей, молодежи и взрослых (наставников),
актуальной для самореализации человека и социально значимой для общества
и государства. Общественно полезная деятельность участников Движения
разворачивается

в

сфере

просоциальной

активности

за

рамками

образовательного процесса, с участием общественности, родителей (законных
представителей), в сферах образования, молодежной политики, культуры,
физической культуры и спорта, социальной защиты, детского отдыха и иных.
Программа Движения выступает как программа для взрослых и детей; это
программа

действий

внутри

воспитательного

пространства,

которая

адресована участникам-наставникам и несовершеннолетним участникам
Движения.
В настоящем документе используются следующие основные понятия.
Воспитательная работа – реализация комплекса организационных и
воспитательных задач, решаемых наставниками с целью обеспечения
оптимального развития личности участников Движения; выбор форм и
методов организации совместной деятельности взрослых, детей и молодежи, а
также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих
существенное влияние на ребенка в воспитательном пространстве.
Воспитательное пространство

– педагогически организованная

конкретно-историческая социальная среда, интегрирующая воспитательный
потенциал основных сообществ Движения (образовательных организаций,
учреждений культуры, науки, физической культуры и спорта, туризма, СМИ,
государственных корпораций, социально ориентированных организаций) и
сети взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемых совместными
усилиями детей, семьи, значимых взрослых – педагогов и наставников.
Основой

воспитательного

пространства

выступает

воспитательный

коллектив, в котором создаются условия для личностного развития каждого
7

ребенка. Соавторами воспитательного пространства Движения выступают
дети, молодежь, наставники, коллективные участники Движения, родители
(законные представители), общество и государство, социальные партнеры.
«Воспитательное пространство Движения» – это основное понятие программы
Движения, оно является концептуальным в программе.
Воспитательная

среда

–

совокупность

окружающих

человека

социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие
и содействующих его вхождению в современную культуру.
Воспитательное событие – форма взаимодействия детей и взрослых
для создания и реализации детских и молодежных инициатив, формирования
ответственного выбора, занятия субъектной позиции по отношению к себе и
результатам своей деятельности.
Воспитательный коллектив – детско-взрослое сообщество, которое
объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная
деятельность, организуемая для их достижения.
Программа

Движения

включает

следующие

разделы:

общие

положения, цели программы, содержание программы и механизмы ее
реализации, кадровый потенциал, ожидаемые результаты, заключение,
приложение.
3. Цели программы
Цель

Программы

Движения

–

содействие

воспитанию,

профессиональной ориентации, подготовке к полноценной жизни в обществе
детей и молодежи, включая формирование их мировоззрения, а также
содействие

подрастающему

поколению

в

реализации

инициативы,

самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной
деятельности, защите интересов Отечества, самореализации и гражданскому
становлению детей и молодежи на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Задачи:
1. Развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в
8

коллективе.
2. Развитие самосознания как основы индивидуальной системы
ценностей и мировоззрения; формирование гражданской идентичности,
деятельностного патриотизма.
3. Формирование

внутренней

ценностной

позиции

личности по

отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям,
предметному миру – культурному наследию России и человечества.
4. Развитие навыков, направленных на оказание помощи другим людям,
а также навыков сотрудничества с ними и уважения к ним.
5. Развитие
инициативы,

Движения

как

института

самостоятельности

и

социального

ответственности

воспитания

подрастающего

поколения.
6. Формирование у детей и молодежи стойкого неприятия идеологий
экстремизма, терроризма, неонацизма, а также содействие воспитанию в
подрастающем

поколении

межнационального,

межэтнического

(межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к
закону и правопорядку.
Ценностно-смысловые основы традиционных российских духовнонравственных ценностей определяют целевые ориентиры Программы
Движения,

которые

общероссийской

направлены

гражданской

на

формирование

идентичности

детей

мировоззрения,
и

молодежи,

деятельностного патриотизма.
Программа Движения, преемственная федеральной рабочей программе
воспитания, разворачивается за границами содержания образования, в
коллективной,

разновозрастной,

общественно

значимой

совместной

деятельности детей и взрослых (наставников, педагогов, родителей, законных
представителей).
Тематическое

содержание

направлений

деятельности

Движения

обусловлено социально значимыми видами деятельности:
1) общественно полезной деятельностью, основанной на добровольном
9

участии детей и молодежи (заинтересованных в решении какой-либо
социальной проблемы) в общественно значимой деятельности, а также
добровольном социальном служении и оказании помощи и поддержки
нуждающимся;
2) социально-культурной деятельностью, направленной на развитие
личности детей и молодежи средствами разнообразных форм культурного
досуга, приобщения к культурным ценностям и социальным нормам.
Направления воспитания – «патриотическое, гражданское, духовнонравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, физическое воспитание,
формирование ценностей научного познания, культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия» – реализуются по тематическим
направлениям социально значимой коллективной деятельности Движения:
«Патриотизм и историческая память», «Волонтерство и добровольчество»;
«Образование и знания»; «Наука и технологии»; «Культура и искусство»;
«Туризм и путешествия»; «Экология и охрана природы»; «Медиа и
коммуникации»; «Дипломатия и международные отношения»; «Спорт»;
«Здоровый образ жизни»; «Труд, профессия и свое дело».
Направления Программы Движения включают и учитывают традиции
народов России, достижения российской и мировой культуры; они
ориентированы на развитие у детей и молодежи общественно значимой и
творческой активности, нравственных качеств, сформированных на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
4. Содержание программы и механизмы ее реализации
Реализация Программы Движения базируется на идеях, ценностных
основаниях воспитания детей и молодежи в Российской Федерации, а также
включает

принципы

культуросообразности,
творческой

общественной
гуманизации,

самодеятельности

и

направленности

природосообразности
самоуправления,

взаимодействия, вариативности деятельности.
10

воспитания,
воспитания,

разновозрастного

Специфическими

принципами

формирования

содержания

воспитательной работы Движения являются:
− патриотическая

направленность

воспитательной

работы,

обеспечивающая духовно-нравственное становление детей и молодежи как
граждан своего Отечества;
− целостность

содержания

воспитательной

работы,

создаваемой

комплексом видов деятельности и кооперации различных социальных
институтов воспитания, обеспечивающих сохранение и воспроизводство
традиций отечественной культуры, содержательное единство социального
опыта;
− вариативность

–

гибкое

сочетание

разнообразных

элементов

социального опыта, многообразия алгоритмов и способов освоения социально
значимой деятельности;
− гуманистическая
обеспечивающая

направленность

приоритет ценности

содержания

человека,

воспитания,

свободного

развития

личности, нацеленность процесса воспитания на приоритет интересов
служения Родине.
Принципы

формирования

содержания

воспитательной

работы

Движения реализуются с учетом следующих педагогических условий:
− опоры на личностный опыт участников Движения, расширяющий
представление о возможностях приобретения социального опыта;
− соответствия

возрастным

возможностям

и

уровню

освоения

социального опыта детей и молодежи.
Воспитание детей и молодежи в Движении опирается на средовой
подход, направленный на включение детей в социальную реальность,
преобразование

среды

в

средство

комплексного

целенаправленного

воздействия на личность воспитанника.
Воспитательное

пространство

как

сеть

взаимосвязанных

воспитательных событий влияет на образ жизни детей и молодежи, задавая те
или иные модели поведения, векторы развития активности, утверждения своей
11

общественной полезности, а также на реализацию ключевых способов
самодеятельности

в

социальной

реальности,

профориентацию

и

профессиональное самоопределение.
Приоритетным видом деятельности Движения является социально
значимая деятельность человека, осуществляющая общественно значимые
преобразования в процессе присвоения богатств материальной и духовной
культуры, в творчестве, волевых актах, общении, просоциальном поведении.
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на
реализацию ключевых способов самоорганизации и самодеятельности детей и
молодежи в социальной реальности с учетом возрастных особенностей
развития личности.
При разработке, обновлении содержания и направлений деятельности
Движения виды социально значимой деятельности могут изменяться в
соответствии

с особенностями

и

актуализацией

задач

деятельности

первичных, местных и региональных отделений Движения.
Социально
творческие

дела,

дифференциации
преемственность

значимые

акции,

конкурсы, проекты,

воспитательные
целевых

события

возрастных

традиций

детских

групп

Движения
детей.

общественных

коллективные
основаны на
Это

отражает

организаций,

уникальность, направленность детской самодеятельности и инициативы
в каждой возрастной группе.
В реализации Программы Движения используются различные виды
воспитательной работы, органично сочетающие индивидуальные, групповые,
коллективные и массовые формы, которые создаются в процессе совместного
осмысления деятельности.
Движением возрождаются и сохраняются традиционные коллективные
формы воспитательной работы: военно-патриотические и военно-спортивные
игры, походы и пеший туризм, юннатское движение, добровольческое
тимуровское движение и другие.

12

Программа Движения реализуется с учетом психолого-педагогических,
социально-педагогических,

организационно-педагогических,

научно

методических, материально-технических, информационно-технологических,
финансово-экономических, кадровых и правовых условий.
Психолого-педагогические условия обеспечивают реализацию целевой
функции Движения, направленной на удовлетворение разнообразных
потребностей детей (в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей в трудной жизненной ситуации): их интеллектуального, духовного,
физического развития и самореализации. Эти условия применяются с учетом
индивидуальных

особенностей

личности;

они

представляют

собой

устойчивую систему взаимосвязанных средств и форм, обеспечивающих
успешность развития свойств и качеств личности участника Движения.
Социально-педагогические условия направлены на развитие детского
коллектива, формирование устойчивых взаимосвязей участников Движения с
социальной средой. Это осуществляется через деятельность детско-взрослых
сообществ,
события,

наставничество,
коллективную

детское

самоуправление,

творческую

деятельность,

воспитательные
социальные

и

профессиональные пробы, коллективные и групповые проекты, социальные игры,
мастер-классы, творческие мастерские и др.
Организационно-педагогические

условия

включают

применение

проектирования и развивающих технологий, разработку и реализацию
воспитательных событий Движения.
Научно-методические условия – это разработка и обоснование
педагогического

обеспечения

Движения,

создание

и

использование

инновационных проектов, организация научных лабораторий, творческих
исследовательских

коллективов,

проектирование

и

моделирование

педагогического процесса в деятельности Движения.
Информационно-технологические условия обеспечивают создание
равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и
молодежи при вступлении в Движение, участии в мероприятиях, проектах,
13

активностях, проводимых Движением и для организации взаимодействий при
реализации Программы.
Финансово-экономические условия способствуют привлечению и
использованию средств, в том числе дополнительных (спонсорских,
грантовых), для реализации воспитательной работы Движения.
Материально-технические

условия

направлены

на

обеспечение

безопасности и комфорта при организации взаимодействия участников
Движения в процессе достижения цели и задач Программы, а также
на

постоянное

совершенствование

материально-технических

ресурсов

развития воспитательного пространства первичных, местных и региональных
отделений.
Кадровые условия состоят в организации работы по выявлению,
поддержке и развитию наставников, педагогических кадров и организаторовлидеров объединений Движения, предусматривают варианты их обучения и
переподготовки,

повышение

их

квалификации,

использование

педагогического ресурса социальных партнеров.
Правовые условия предполагают разработку комплекса документов,
регламентирующих воспитательную работу Движения.
Механизмом

реализации

воспитательной

работы

является

взаимодействие взрослых и детей в сети взаимосвязанных воспитательных
событий, которое способствует гуманизации отношений в разновозрастных
сообществах. Детско-взрослые сообщества выступают важным средством
формирования ценностно-смысловой основы Движения, способствуют
развитию наставничества, передаче богатого личного опыта старших и более
опытных молодых людей растущему человеку, сопровождению его развития
и оказанию ему помощи.
Наставничество – двусторонний процесс, который включает, с одной
стороны, деятельность значимого взрослого – наставника, а с другой —
деятельность подопечного. Этот процесс носит взаимовлияющий характер,

14

выступает разновидностью педагогического взаимодействия, в результате
которого ожидается личностный рост каждого.
Действия

участников-наставников

соответствующие

действия

детей

и

Движения
молодежи,

призваны

вызвать

стимулирующие их

самовоспитание и коллективную общественно полезную деятельность.
Движение рассматривает родителей (законных представителей) и семью
как приоритетного партнера в решении задач воспитания. К сообществу
Движения может присоединиться любой активный родитель. Родители
(законные представители) в Движении – значимые взрослые, готовые
оказывать

поддержку

участникам

Движения, заинтересованные в

выстраивании активного позитивного контакта с Движением.
Все форматы деятельности Движения направлены на объединение
семей, поколений внутри первичных отделений на уровне местных и
региональных отделений. Это консолидирует всех в заинтересованные
сообщества.
Отвечая на вызовы времени, Движение активно действует в виртуальной
сфере,

применяет

современные

информационные

и

инновационные

технологии. Отечественные социальные сети рассматриваются в качестве
доминирующего способа коммуникации в интернет-пространстве. Движение
имеет официальный сайт, группы в социальных сетях, осуществляет
социальные коммуникации в виртуальной сфере.
В воспитательной работе Движения используются и органично
сочетаются индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы,
включая ценностно-смысловые, субъектно-ориентированные, событийнорефлексивные, диалоговые, коммуникативные, творческие.
Детско-молодежное самоуправление – это форма организации жизни
детского коллектива первичного, местного, регионального отделения, а также
Движения в целом. Добровольность вступления и коллективная деятельность,
возможность

проявления

личной

инициативы,

самостоятельности

и

активности, принятия совместных решений и делегирования ответственности–
15

уникальный опыт становления ответственной личности.
В Движении предусмотрены коллегиальные органы самоуправления –
Советы участников Движения. Участники Движения активно инициируют и
создают новые ритуалы, символы и традиции Движения, участвуют в
разработке и реализации проектов, учатся планировать и достигать
общественно значимого результата коллективной деятельности.
Социальное партнерство способствует расширению связей детей с
окружающим миром; развитию системы отношений со сверстниками,
педагогами, другими людьми; осознанию детьми своих ресурсов и
определению

обоснованных

личных

и

профессиональных

планов

и

перспектив; обеспечивает коррекцию дальнейших действий. Социальное
партнерство предусматривает сотрудничество с другими организациями.
Социальными

партнерами

Движения

выступают

различные

организации:
– образовательные организации всех типов и организационно-правовых
форм;
– организации отдыха и оздоровления детей;
– организации, образующие инфраструктуру молодежной политики;
– государственные корпорации;
– научные организации;
– учреждения культуры;
– учреждения физической культуры и спорта;
– некоммерческие социально ориентированные организации;
– иные организации, осуществляющие работу с детьми и молодежью.
Развитие навыков просоциальной активности детей и молодежи в
Движении

обеспечивается

поддержкой

соответствующих

продвижения, профессиональной ориентации, социального лифта.

16

программ

5. Кадровый потенциал
Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение
реализует Программу Движения во всех отделениях организационной
структуры: в первичных, местных и региональных отделениях Движения.
Для достижения целей государственной политики в сфере воспитания в
общеобразовательных организациях введена должность советника директора
по

воспитанию

объединениями,

и

взаимодействию

трудовой

функцией

с

детскими

которых

общественными

является

организация

деятельности детских общественных объединений в образовательных
организациях, педагогическое сопровождение, развитие самоуправления.
Программа Движения реализуется наставниками, педагогическими и
иными работниками организаций любых типов в сферах образования,
культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, социальной
защиты, детского отдыха, участниками Движения.
Наставниками

Движения

становятся

совершеннолетние

члены

Движения, участвующие в воспитании и организации досуга участников;
родители (законные представители) несовершеннолетних, разделяющие
ценности Движения, принимающие позицию значимого взрослого в
общественно полезной деятельности, демонстрирующие просоциальное
поведение. Программу Движения реализуют в преемственной системе
наставничества молодые активисты – выпускники Движения, студенты
педагогических и иных колледжей и вузов.
Наставниками

Движения

становятся

также

лидеры

различных

профессиональных сфер, известные люди, достигшие значительных высот в
своей деятельности.
Программу Движения в рамках своей профессиональной деятельности
реализуют педагогические работники различных должностей: учитель,
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями, социальный педагог, вожатый, старший
вожатый,

педагог-организатор,

воспитатель,
17

старший

воспитатель,

воспитатель

общежития, воспитатель

профессионально-технического

учебного заведения, педагог-библиотекарь, тьютор, педагог дополнительного
образования детей и взрослых, тренер, преподаватель детской школы
искусств, методист и другие.
В сфере молодежной политики Программу Движения реализуют
специалисты по работе с молодежью.
6. Ожидаемые результаты
Реализация Программы обеспечит:
– раскрытие потенциала детей и молодежи, их подготовку к выбору
профессии как главному социальному выбору;
– сформированность социально значимых личностных качеств детей и
молодежи:

социальной

активности,

инициативности,

деятельностного

патриотизма, самостоятельности и ответственности в социально значимой
общественной деятельности в интересах Отечества;
– самореализацию и гражданское становление детей и молодежи;
– зрелость внутренней позиции личности как ценностного отношения
человека к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям,
культурному наследию России и человечества;
–

сформированность

мировоззрения,

присвоение

традиционных

российских духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности;
стремление к самореализации в России, работе в интересах развития
российского общества и государства;
– развитость личности как субъекта активной социальной деятельности
в коллективе, сформированность потребности в осознании и желании
выполнять общественно значимую деятельность, готовность к социально
значимой деятельности в интересах общества и государства;
– сформированность навыков просоциального поведения, направленных
на способы оказания помощи другим людям, содействия и сотрудничества
ради общего блага;
– сформированность у детей и молодежи стойкого неприятия идеологий
18

экстремизма, терроризма, неонацизма, межнационального, межэтнического
(межконфессионального) согласия, уважения к закону и правопорядку;
– увеличение вовлеченности детей и молодежи в деятельность
Движения;
– увеличение численности наставников Движения, вовлеченных в
деятельность Движения;
–

увеличение информированности и узнаваемости Движения как

организации,

предоставляющей

широкие

возможности

для

развития

общественной активности детей и молодежи.
7. Заключение
Реализация

Программы

общественно-государственной

Движения,
системы

способствующая
воспитания

развитию

подрастающего

поколения, открывает большой потенциал возможностей, базирующийся на
организационно-структурной системе управления, межведомственной и
межрегиональной координации и консолидации усилий семьи, общественных
и

гражданских

пространства

институтов,

Движения,

а

образующих
также

единство

содействует

воспитательного

педагогическому

и

родительскому сообществам в раскрытии личностного потенциала ребенка,
молодого человека, его подготовки к личностному и социальному
самоопределению, выбору профессии.
В целях реализации настоящей Программы Движение формирует и
утверждает следующие виды документов:
− внутренние документы;
− методические рекомендации, разъяснения, инструкции, памятки;
− методические пособия;
− календарный план воспитательной работы;
− информационно-справочные материалы.
Представленное ниже Приложение содержит описание организации
воспитательной работы Движения.
19

Приложение
Организация воспитательной работы Движения
Кому обращена Программа Движения
Программа воспитательной работы – основной документ Движения,
массовой и добровольной организации детей и молодежи, родителей и
наставников, разделяющих ценности Движения.
Программа Движения определяет цели, задачи, содержание, способы
достижения результатов в совместной социально значимой деятельности
детей и взрослых.
Программа Движения направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, объединение
поколений российского общества и преемственность социального опыта от
старших к младшим.
Совместная деятельность детей и взрослых в Движении – опорный
принцип Программы Движения. Инициатива и активность каждого – основа
коллективного

творчества,

общения

и

созидательного

труда.

Самоуправление – способ участия в построении коллектива.
Программа Движения нужна детям и взрослым, чтобы знать, к каким
целям двигаться, включаясь в Движение, чтобы совместно строить общение,
дружить, творить. Целенаправленная деятельность необходима для того,
чтобы дети сами развивали Движение и становились социально активным
поколением.
Объединение на основе ценностей Движения
Вступление в Движение – важный самостоятельный шаг в жизни юного
гражданина. Это свидетельство добровольного желания присоединиться к
массовой общественно-государственной организации, инициировать создание
первичного отделения

–

«маленького

звена большой

организации»,

включиться в активную коллективную жизнь в реальных делах и событиях,
реализовать свою инициативу в интересах людей и общества.
20

Вступление в Движение для каждого (вне зависимости от возраста)
обязательно связано с принятием миссии, ценностей, целей Движения, прав и
обязанностей участников, с реализацией программы воспитательной работы
как основной уставной деятельности Движения.
Изучить и осмыслить общие цели и ценности на этапе вступления
в Движение для каждого участника означает то, что он признает их своими,
стремится к ним в саморазвитии.
Наставник в Движении – это совершеннолетний участник, разделяющий
ценности, миссию и цели Движения, который ответственно принимает и
занимает в совместном детско-взрослом коллективе позицию значимого для
детей взрослого, воспитывая их своим личным примером.
Девиз наставника Движения:
«Делаем ВМЕСТЕ с детьми, а не ВМЕСТО детей.
Инициативу – поддерживаем.
Активность – поощряем.
Коллективизм – развиваем».
Миссия и ценности Движения
Миссия и ценности Движения являются основой его деятельности. Они
определяют общение участников внутри Движения, приоритеты коллективной
(совместной) и индивидуальной деятельности, направления работы.
На своем первом съезде Движения участники приняли миссию и
ценности Движения.
Миссия Движения:
Быть с Россией!
Быть Человеком!
Быть Вместе!
Быть в Движении!
Быть Первыми!

21

Ценности Движения:
Жизнь и достоинство. Участники Движения в первую очередь ценят
жизнь каждого человека. Берегут чувство собственного достоинства и
заботятся о сохранении достоинства окружающих.
Патриотизм. Участники Движения любят свою Родину – Россию.
Любовь к стране проявляется в делах и поступках.
Служение Отечеству. Участники Движения объединены с Отечеством
одной судьбой. Каждый на своем месте готовит себя к служению Отечеству и
ответственности за его будущее.
Историческая память. Участники Движения изучают, знают и
защищают историю России, противостоят любым попыткам ее искажения и
очернения. Берегут память о защитниках Отечества.
Единство народов России. Участники Движения, являясь новыми
поколениями многонационального и многоконфессионального народа России,
уважают культуру, традиции, обычаи и верования друг друга. Это уникальное
достояние нашей страны: народов много, Родина – одна.
Созидательный труд. Каждый участник Движения своим трудом
приносит пользу: создает новое качество своих знаний, умений и навыков,
применяет их во благо своей семьи, Движения и всей страны.
Дружба. Движение – источник дружбы для всех его участников. Вступая
в

Движение,

каждый

может

найти

себе

друзей,

близких по

убеждениям, увлечениям, интересам и возрасту. В Движении друзья всегда
рядом.
Взаимопомощь и взаимоуважение. Участники Движения действуют
как единый коллектив, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии
таланта каждого.

Плечом к плечу преодолевают трудности. Уважают

особенности каждого участника Движения, создавая пространство равных
возможностей.

22

Добро и справедливость.

Участники Движения действуют по

справедливости, распространяют добро, считают доброту качеством сильных
людей.
Мечта. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои мечты в
жизнь.

Смелые мечты открывают человеку новые возможности, а

человечеству – неизведанные горизонты.
Крепкая семья. Участники Движения разделяют традиционные
семейные ценности. Уважают старших. Помогают младшим. Заботятся
в семье о бабушках и дедушках.
Принципы деятельности Движения
Связь с жизнью. Движение делает понятным и близким для детей и
молодежи цели развития страны, побуждает в них стремление принимать
посильное участие в труде, активно участвовать в общественной жизни,
приносить пользу окружающим людям. Реальная практика действий
активизирует целеустремленность участников Движения.
Самодеятельный характер. Движение – значительное явление в жизни
всей страны. Оно воспитывает в участниках творческое, активное отношение
к жизни, прививает им навыки самостоятельности, развивает инициативу и
самодеятельность. Дети мотивируют друг друга, родители (законные
представители) поддерживают намерения детей, а учителя, педагоги,
воспитатели и наставники помогают в реализации намерений детей.
Участники самостоятельно и творчески проектируют деятельность Движения.
Коллективизм. Совместная общественно значимая деятельность,
достижение единых целей коллектива, совместные переживания и заботы друг
о друге, игры, проекты – все это формирует у участников Движения
способности к дружбе, товариществу, ответственности за общее дело.
Самоуправление. Ключевым способом взаимодействия детей и
взрослых в Движении, обеспечивающим развитие самостоятельности
принятии и реализации решений для достижения коллективных целей,
23

в

является самоуправление – демократичная форма организации деятельности
объединения детей и молодежи.
Самоуправление реализуется через иерархическую связь Советов
участников – обучающихся разных уровней: Совет первичного отделения,
Совет первых муниципального отделения, Совет первых регионального
отделения, Совет первых федерального уровня.
Соавторство. Основными соавторами воспитательного пространства
как сети взаимосвязанных воспитательных событий Движения выступают
дети, молодежь и другие участники Движения, а также семья и школа;
общество и государство; социальные партнеры.
Учет возрастных особенностей участников движения. В Движение
входят дети разных возрастов. Учитывать во всей многогранной и
разносторонней воспитательной работе особенности каждой возрастной
группы, ее интересы и возможности, – ведущий ориентир деятельности
Движения. Движение чутко прислушивается к запросам детей и молодежи,
к

их

психологическим

особенностям,

отбирая

содержание,

формы

коллективной деятельности, воспитательных событий в соответствии с
возрастом. Важнейшей чертой детско-юношеского восприятия является
потребность в игре, соревновании, в романтике. Участники Движения готовы
к обязательствам и ответственности перед собой, своими младшими и
старшими товарищами, перед семьей и всей страной.
Труд. Долгое время в нашей стране труд считался делом чести, славы,
доблести и геройства, поэтому и в воспитательной работе Движения труд
становится ведущим ориентиром. Воспитание трудовых качеств человека
предопределяет уровень его жизни и благосостояния в будущем.
Труд создает общественное богатство и способствует повышению
общей культуры общества. Труд наполняет жизнь человека смыслом, является
основной формой проявления его личности и таланта. Участие детей и
молодежи в посильной трудовой деятельности даст незаменимый жизненный
опыт и станет основой профессиональной ориентации.
24

Непрерывность деятельности Движения. У Движения нет каникул,
нет праздничных и выходных дней. Это лучшие дни для проведения
общественно полезного совместного труда, спортивных соревнований,
конкурсов, олимпиад, праздников, флагманских проектов.
Первичное отделение – старт «быть в Движении»
В воспитательном пространстве Движения осуществляются все виды
созидательной деятельности участников и партнеров Движения, в результате
которых происходит личностное развитие и социализация детей и подростков.
Воспитательное

пространство

формируется

образовательными

организациями, молодежными объединениями и др. входящими в него
субъектами взаимодействия, как безопасное, открытое для социальных проб и
социальных действий всех его участников.

Движение заинтересовано в

развитии взаимодействия с социальными партнерами. Формируя совместную
деятельность с различными государственными, общественными и бизнесструктурами, Движение усиливает потенциал сообщества и создает
уникальные возможности для участников Движения. Социальным партнером
Движения

может

стать

любая

государственная,

некоммерческая,

коммерческая организация, СМИ, разделяющие ценности Движения, готовые
вместе с детьми и молодежью развивать страну.
Первичные отделения – это основа воспитательной работы Движения.
Это разновозрастные коллективы детей и взрослых, в которых организуется
социально значимая, интересная деятельность.
Первичные отделения создаются на базе образовательных организаций,
организаций молодежной политики, учреждений культуры, физической
культуры и спорта, социальной защиты, детского отдыха и оздоровления,
компаний-партнеров и других.
Первичное

отделение

дает

возможность

ребенку

участия

в целенаправленной просоциальной деятельности в его непосредственной

25

жизненной среде, а участие в федеральных проектах и инициативах Движения
позволяет присоединиться к жизни региона и страны в целом.
В первичном отделении участник накапливает и совершенствует свои
социальные навыки, одновременно по мере его взросления растет его
ответственность за общие дела. Наставник организует и направляет
деятельность младших участников, старшие помогают наставнику в работе
с младшими, совместно отвечают за результат проектов первичного
отделения.
Основой деятельности является безусловное уважение к каждому,
учет

индивидуальных

особенностей

участников

Движения;

оказание

поддержки от старших по возрасту – младшим; помощь всем детям в трудной
жизненной ситуации, особые условия вовлечения в активную деятельность
для детей с ограниченными возможностями здоровья; поддержка всем от всех.
Непрерывность и систематичность деятельности Движения – залог
развития социальных навыков Первых. От участника – к активисту
первичного

отделения,

к

помощнику

наставника,

к

наставнику, к

ответственному лидерству в развитии Движения, общества, государства.
Каждое первичное отделение создает на выборной основе Совет Первых
– орган самоуправления, который коллегиально формирует план работы
первичного отделения, организует участие отделения в федеральных
проектах, инициирует собственные проекты и инициативы, отвечает за
командный дух, соблюдение миссии и ценностей Движения.
Каждый участник первичного отделения может выдвинуть свою идею,
предложить и организовать проект, взять на себя ответственность за его
реализацию. Для помощи инициаторам проектов Движение проводит
Всероссийские проектные школы «Высота».
Первичное отделение соблюдает символику Движения, общие традиции
и ритуалы, но может иметь свое уникальное название, девиз, уникальный знак,
развивать свои командные традиции.

26

Первичные отделения получают собственное место в организациях, в
которых осуществляется повседневная жизнь и воспитательные события
коллектива, и за которое несут ответственность сами участники.
Коллективы лучших первичных отделений поощряются участием в
федеральных мероприятиях и воспитательных событиях, поездками по
регионам России, путевками в детские центры, знаками отличия и грантами на
развитие первичного отделения, направление которого определяют дети и
наставники совместно.
Равные возможности для всестороннего
развития и самореализации детей
Движение – это среда взросления юного гражданина.
Движение предоставляет участникам возможность войти в систему
деятельностного патриотизма, целенаправленно освоить основополагающие
гражданские и социальные навыки:
− сохранения исторической памяти;
− гражданского, ответственного поведения в среде сверстников,
противодействия идеологии экстремизма;
− помощи людям, находящимся в сложной ситуации;
− поддержания здоровья;
− взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
− оказания первой доврачебной помощи тем, кто в ней нуждается;
− жизни в природной среде;
− жизни в техногенной среде и владения современными технологиями;
− безопасного поведения в киберсреде;
− медиаграмотности;
− жизнедеятельности в коллективе;
− творческой деятельности и др.
Во Всероссийских детских центрах, региональных организациях
детского отдыха и оздоровления организуются профильные смены Движения,
27

на базе региональных и муниципальных организаций детского и юношеского
творчества создаются Центры Движения.
Движение становится одновременно пространством получения знаний,
освоения социальных навыков, их применения и совершенствования в
повседневной деятельности первичного отделения, в проектах Движения.
Навыки, которые осваивают участники, входят в «Атлас навыков
Первых», который постоянно пополняется на основе новых социальных
практик участников Движения.
С

целью

формирования

навыков

у

участников

в

Движении

формируются тематические отряды и объединения, куда присоединяются
наставники, которые проводят социально-моделирующие игры, организуют
проектную работу с детьми.
За качество освоения социальных навыков участники получают
поощрительные, мотивирующие знаки отличия.
Движение содействует формированию у участников ответственного
лидерства, командной коммуникации, творческого мышления. Для развития
лидерского потенциала Движения ежегодно организуется Всероссийский
конкурс «Большая Перемена».
Участники Движения, проявившие лидерские качества в работе
первичных отделений, муниципальных и региональных советов, поощряются
возможностью

пройти

обучение

на

базе

ведущих

молодежных

образовательных центров, принять участие в молодежных форумах.
Направления деятельности Движения
Движение

реализует

основные

направления

определенные на учредительном Съезде Движения:
1. Образование и знания: «Учись и познавай!».
2. Наука и технологии: «Дерзай и открывай!».
3. Труд, профессия и свое дело: «Найди призвание!».
4. Культура и искусство: «Создавай и вдохновляй!».
5. Волонтерство и добровольчество: «Благо твори!».
28

деятельности,

6. Патриотизм и историческая память: «Служи Отечеству!».
7. Спорт: «Достигай и побеждай!».
8. Здоровый образ жизни: «Будь здоров!».
9. Медиа и коммуникации: «Расскажи о главном!».
10. Дипломатия и международные отношения: «Умей дружить!».
11. Экология и охрана природы: «Береги планету!».
12. Туризм и путешествия: «Открывай страну!».
Каждое направление включает реализацию тематических проектов,
волонтерских программ, социально значимых инициатив.
Социально значимые проекты Движения
В Движении системно и последовательно реализуются всероссийские
социально значимые проекты по всем направлениям деятельности.
Флагманские проекты охватывают все региональные отделения,
вовлекают коллективных участников Движения, открывают возможности для
персонального участия каждого ребенка вне зависимости от его места
проживания, особенностей и возможностей здоровья.
Флагманские проекты ориентированы на самые разные интересы детей
различных возрастов, их сплочение в коллективной творческой, спортивной,
добровольческой или патриотической деятельности.
В числе флагманских проектов Движения:
− Всероссийская военно-патриотическая игра «Зарница 2.0» —
легендарная игра детского движения, включающая новые виды и современное
оснащение, но сохраняющая свой дух и традиции.
− Всероссийский проект «Хранители истории», который объединяет
отряды и движения Постов № 1, подростковые поисковые отряды, отряды
проекта «Без срока давности».
− Всероссийский проект «Походное движение Первых» – программа
развития пешеходного туризма, возрождения туристических слетов.
− Всероссийский проект «Я – юннат» – «экологическое движение
Первых», возрождение станций юных натуралистов.
29

− «Спортивные вызовы Первых» – система спортивных состязаний, к
которым может присоединиться семья участников.
− Всероссийский проект «Школьная классика», который поддерживает
развитие самодеятельных детских театральных коллективов, где участники
выступают режиссерами, продюсерами и исполнителями.
− Всероссийский проект «Первая помощь» – всероссийская школа
оказания

доврачебной

помощи,

которая

охватывает

все

первичные

организации Движения.
− Всероссийский

проект

«МедиаПритяжение»

–

медиа-отряды

участников, которые освещают работу Движения от первичных отделений до
всероссийских проектов в медийном пространстве.
− Всероссийский проект «ТехноГТО» – норматив по владению
современными технологиями.
− Флагманский проект «Мы – граждане России», в рамках которого
детям, достигшим 14-летия, вручаются паспорта в торжественной обстановке
с участием губернаторов регионов, выдающихся деятелей науки и культуры.
Получение паспорта для участников Движения становится не только актом
взросления и принятия на себя обязанностей гражданина России, но и
памятным событием.
Движение возрождает традиции детского добровольчества прошлого –
тимуровского движения, одновременно опирается на современный опыт
широкого молодежного добровольческого движения в России.
Каждый

участник

движения

–

доброволец.

Еженедельная

добровольческая акция «Добрая суббота» объединяет усилия всех участников
Движения – детей, наставников и родителей вокруг решения конкретной
социальной проблемы или общественной задачи.
Участникам

Движения

предоставляется

возможность

погружения в различные направления добровольчества:

30

глубокого

− патриотическое – сохранение памяти о подвиге народов России
в годы Великой Отечественной войны, забота о мемориалах, воинских
захоронениях, памятниках «Вечный огонь», помощь поисковым отрядам;
− научное – добровольная помощь научным коллективам в проведении
исследований, сборе и обработке данных;
− экологическое – защита природы, помощь животным;
− образование и просвещение – помощь старших школьников младшим
в освоении школьной программы, популяризация чтения;
− культура – изучение и сохранение культуры народов России.
Движение присоединяется ко всем значимым Всероссийским акциям
взаимопомощи, дети наравне со взрослыми вносят свой вклад в разрешение
самых насущных проблем, стоящих перед российским обществом.
Движение развивает связи с детскими движениями дружественных
стран и является значимой частью народной дипломатии.
Проекты Движения предлагают всем детям большой арсенал активной
включенности в общественную жизнь своего муниципалитета, региона, всей
страны в целом.
Воспитательные события Движения, приуроченные к государственным
праздникам, памятным и знаменательным датам России
Событийная

культура

Движения

основана

на

проектировании

воспитательных событий, которые создаются, проводятся и проживаются
совместно всеми участниками – детьми и взрослыми.
Планирование

воспитательных

событий

учитывает

календарь

государственных праздников, памятных и знаменательных дат Российской
Федерации, юбилейных дат выдающихся деятелей России, а также календарь
значимых дат Движения.
1 января – Новый год; 25 января – День студентов; 23 февраля – День
защитника Отечества; 8 марта – женский день; 1 мая – Праздник Весны и
Труда; 9 мая – День Победы; 1 июня – Международный день защиты детей;
31

12 июня – День России; 22 июня – День памяти и скорби; 27 июня – День
молодежи; 8 июля – День семьи, любви и верности; 22 августа – День
Государственного флага Российской Федерации; 1 сентября – День знаний;
5 октября – День учителя; 4 ноября – День народного единства; 26 ноября –
День матери; 3 декабря – День неизвестного солдата; 5 декабря – День
добровольца; 9 декабря – День героев Отечества; 12 декабря – День
Конституции Российской Федерации.
Движение поддерживает собственные праздники и памятные даты,
в рамках которых проводятся дни единых действий. Их выбор обусловлен
ценностями Движения.
11 января – Международный день «Спасибо»; 17 января – День детских
изобретений; 29 января – День первооткрывателя; 8 февраля – День памяти
юного героя-антифашиста; 14 февраля – Международный день книгодарения;
15 февраля – День здорового образа жизни; 21 февраля – Международный день
родного языка; 15 марта – День добрых дел; 27 марта – Всемирный день
театра; 28 марта – День больших перемен; 7 апреля – Всемирный день
здоровья; 10 апреля – День братьев и сестер; 15 апреля – День путешествий
налегке; 19 мая – День детских общественных организаций; 5 июня – День
эколога; 6 июня – День русского языка; 9 июня – День друзей; 30 июля –
Международный день дружбы; 19 августа – День помощи бездомным
животным; 27 августа – День российского кино; 3 сентября – День
солидарности в борьбе с терроризмом; 10 сентября – День Байкала; 27
сентября – Всемирный день туризма; 1 октября – День пожилых людей
в России; 15 октября – День отца; 25 октября – Международный день
библиотек; 28 октября – День бабушек и дедушек; 26 ноября – День матери;
22 декабря – Международный день бардовской песни.
Традиции, эмблемы, символы, ритуалы Движения
У любой организации есть свои традиции, эмблемы, символы, ритуалы,
которые выражают сущность, назначение организации.
32

Движение – новая и молодая организация, которая создает новые
традиции с учетом особенностей цифрового поколения, на основе изучения
отечественного наследия пионерии ХХ века, лучших практик детского
движения и детских общественных организаций разных стран.
Каждый участник Движения, первичные, местные, региональные
отделения совместно с Правлением Движения и коллективными органами
управления Движения создают и отстаивают традиции, разрабатывают
символы, инициируют эмблемы, наполняют смыслами воспитательные
события, ритуалы значимых отношений и действий, в которых воспитывается
подрастающее поколение страны.
О преемственности традиций, новых эмблемах и ритуалах участники
Движения рассказывают в социальных сетях, обмениваясь опытом и идеями
формирования новой детской организации ХХI века, которая выступает
общественно-государственной

основой

воспитания

подрастающего

поколения для созидания будущего России.
К каким результатам стремимся?
Миссия Движения – обеспечить воспитание детей и молодежи на основе
традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей,

преемственность деятельностного патриотизма и единство подрастающего и
старшего поколений.
Движение призвано сформировать у детей и молодежи готовность
к социально значимой и профессиональной деятельности в интересах Родины,
готовность к защите Отечества.
Программа Движения обеспечит формирование у участников Движения
социальных

навыков,

направленных

на

деятельностный

патриотизм;

общественную активность, самостоятельность и ответственность в интересах
развития российского общества и государства.
Государство

расширяет

многообразие

возможностей

для самореализации и раскрытия потенциала каждого участника Движения.
33

Целенаправленная работа будет способствовать увеличению популярности
Движения, вовлеченности детей и молодежи в деятельность Движения,
увеличению

количества

информированности

и

наставников
узнаваемости

Движения,

Движения

как

повышению
организации,

предоставляющей широкие возможности свободного выбора деятельности
детей и молодежи.
Программа Движения способствует:
– самореализации и гражданскому становлению детей и молодежи;
– формированию их мировоззрения и гражданской идентичности;
– усвоению в процессе общественно полезной деятельности в форме
воспитательных событий традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
Каждый участник Движения имеет активную жизненную позицию.
Любит свою семью, малую и большую Родину. Изучает историю Отечества,
культуру российского народа, чтит и сохраняет исторические традиции
предыдущих поколений. Умеет общаться, дружить, взаимодействовать в
коллективе. Ответственно и творчески относится к участию в созидательном
труде. Готов к служению Отчизне.
Активный участник Движения – это активный гражданин и патриот
России.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».