Отчет о самообследовании СКШИ за 2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Пояснительная записка …………………………………………………..... 3
2. Общая характеристика учреждения…………………………………………. 3
3. Система управления организации. …………………………………………. 5
4. Качество кадрового обеспечения . …………………………………………. 7
5. Оценка образовательной деятельности . …………………………………… 12
6. Содержание и качество подготовки обучающихся ……………………….. 17
7. Востребованность выпускников. …………………………………………… 36

8. Воспитательная работа ……………………………………………………….21
9. Библиотечно – информационное обеспечение. ……………………………. 32
10. Материально – техническая база . …………………………………………33
11. Функционирование внутренней системы оценки качества образования ..34..
12. Показатели общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию
……………………………………………………….....36

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида» г. Чернушка (далее по тексту –
Школа, МБОУ «СКШИ VIII вида») проведено в соответствии с Порядком о проведении
самообследования общеобразовательной организации, утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения
самообследования образовательной организации». Целью проведения самообследования
является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а
также подготовка отчета о результатах самообследования.
В процессе самообследования проведена оценка образовательной деятельности, оценка
организации учебного процесса, оценка системы управления организацией, оценка содержания и
качества подготовки обучающихся, качества кадрового обеспечения, оценка качества учебнометодического обеспечения, качества материально-технической базы, функционирования
внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности
организации, подлежащей самообследованию, которые утверждены Приказом Министерства
образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
Результаты самообследования Школы оформлены в виде настоящего отчета,
включающего информационно - аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности общеобразовательной организации. Отчет о результатах самообследования
подлежит размещению на официальном сайте Школы.
Основным видом деятельности Школы является реализация адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), а также школа реализует образовательные программы
дополнительного образования детей. Школа является муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением, ориентированным на всестороннее формирование личности
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом физического и психического
развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Цель - формирование социально адаптированной личности обучающегося, обладающего
прочными базовыми знаниями и умениями их применять, общей культурой на основе усвоения
обязательного
минимума
содержания
образовательных
программ;
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни.
2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ.

Наименование образовательной
организации
(по Уставу)

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа –
интернат VIII вида»
3

Сокращенное наименование
учреждения (по Уставу)
Тип учреждения

Вид учреждения

МБОУ «СКШИ VIII вида»
Муниципальное
бюджетное
специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для
обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными возможностями здоровья
Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Организационно-правовая
форма собственности

Бюджетное учреждение

Свидетельство о регистрации
юридического лица (номер,
дата выдачи, кем выдано)

Номер ОГРН 1025902547395 выдано 30.12.1999 г.
Межрайонной инспекцией Федеральной
налоговой службы № 13 по Пермскому краю

Лицензия (серия, номер, дата
выдачи, кем выдано, срок
действия)

Лицензия № 5980 от 22.12.2017 г. (серия 59Л01
№ 0003918 срок действия лицензии – бессрочно)

Учредитель

Управление образования администрации
Чернушинского муниципального района
Пермского края

Год основания

1961 год

Фамилия, имя, отчество
руководителя (полностью)

Плетенюк Татьяна Викторовна

Адрес
Телефон

617830, Российская Федерация, Пермский край,
г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 33
834(261) 5-04-11

Факс

834(261) 5-04-11

E-mail

chernscou4@yandex.ru

Адрес сайта в Интернете

https://chern-8-type.permschool.ru/

Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), локальными
нормативными актами Школы.
С 01.09.2023 Школа использует федеральную адаптированную основную общеобразовательную
программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по
4

тексту - ФАООП УО (ИН), утвержденную приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022 № 1026.
При разработке АООП Школа непосредственно использовала:
- федеральные учебные планы;
-федеральные рабочие программы воспитания;
-федеральные календарные планы воспитательной работы.
С 01.01.2021 года Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными
требованиями Школа усилила контроль за уроками физкультуры. Учителя физкультуры
организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от
состояния здоровья обучающихся. Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни
и реализации технологий здоровьесбережения. Все педагоги систематически проводят совместно
с обучающимися физкультминутки во время уроков, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль
за осанкой, в том числе во время выполнения письменных работ, рисования и использования
электронных средств обучения.
Образовательный процесс в МБОУ «СКШИ VIII вида» проходит в 2-х зданиях. Основное
здание Школы расположено по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 33,
здание самого интерната находится по адресу: Кирова, 25 "А"
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
Структура школы соответствует функциональным задачам и Уставу школы.
Управление Школой имеет государственно - общественный характер и осуществляется на
основе принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом
школы является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью школой.
Заместители директора осуществляют оперативное управление образовательным процессом:
выполняют информационную, оценочно-аналитическую, планово - прогностическую,
организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольно - регулировочную функции.
Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию,
функциональные обязанности – согласно квалификационным характеристикам.
В учреждении действуют коллегиальные органы управления, к которым по-прежнему
относятся общее собрание работников учреждения, Педагогический совет, методический совет.

Функции органов управления школой:
Наименование
органа
Директор

Функции
К компетенции директора относится:
- контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
5

структурных подразделений
организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство Школой;
- устанавливает заработную плату работникам школы;
- представляет школу без доверенности во всех инстанциях,
организациях и т.п.;
- инициирует разработку и утверждение программ развития школы;
- утверждает локальные акты школы;
- решает другие вопросы, не относящиеся к компетенции органов
самоуправления школой и учредителя.
Педагогический
совет

К компетенции педсовета относится:
− принимает учебные программы, программы
дополнительного образования;
- определяет список учебников и учебных пособий из утвержденного
федерального перечня учебников;
- рассматривает вопросы совершенствования методов обучения и
воспитания, образовательных технологий, повышения квалификации
педагогов;
- принимает локальные акты, относящиеся к его компетенции;
- принимает решения о промежуточной аттестации, о допуске
обучающихся к итоговой аттестации и их исключению из школы;
- выполняет другие компетенции в соответствии с Уставом школы

Общее собрание
работников

К компетенции общего собрания работников относится:
- рассматривает и обсуждает вопросы материально-технического
обеспечения и оснащения школы;
− принимает локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями
работников;
- рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда
работников школы;
- избирает кандидатуры от работников в общественные организации и
органы управления.

Методический
совет

К компетенции относится:
- организация работы школьных методических объединений
педагогов, творческих групп,
- изучение и распространение передового педагогического опыта,
внедрение в практику работы новые педагогические методики

С целью развития профессионального мастерства педагогических работников, мотивации
их на реализацию годовых задач, осуществления учебно-методической работы, обобщения
педагогического опыта, пропаганды и внедрения в практику работы ОУ, в школе функционируют
5 предметных методических объединений (далее - ШМО), которые объединяют:
1) Учителей классов, реализующих АООП 2 вариант, класса «Особый ребенок», учителей
индивидуального обучения на дому (руководитель - Мухаметшина Н.Е.)
2) Учителей начальных и старших классов (руководитель - Шуфаева О.С.)
6

3) Учителей трудового обучения (руководитель – Туктакеева Л.Г.)
4) Педагогов коррекционного блока (руководитель - Ковалёва Е.В.)
5) Классных руководителей и воспитателей (руководитель – Суфиянова Л.А.)
Работа ШМО объединена методической темой школы: «Переход к новому уровню качества
образования путем совершенствования профессиональных компетенций педагогов и
использования эффективных технологий обучения в образовательном процессе в условиях
обновленных ФАООП НОО, ФАООП УО (ИН)» и учебным планом образовательного учреждения.
Целью явилось: повышение эффективности образовательной деятельности через применение
современных подходов, непрерывное совершенствование профессионального уровня и
педагогического мастерства педагогов в условиях ФАООП УО (ИН).
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается
решение следующих задач:
- обеспечить методическое сопровождение реализации мероприятий в ОО, связанных с
внедрением ФАОП;
- способствовать профессиональному развитию, совершенствованию методического уровню
педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;
- продолжить обеспечение и распространение наиболее ценного опыта работы педагогов:
распространять результаты творческой деятельности педагогов, педагогический опыт обучения и
воспитания, в целом;
- совершенствовать систему мониторинга и диагностики уровня профессиональной
компетентности и методической подготовки педагогов.
- обобщение прогрессивного педагогического опыта, его и внедрение в практику работы
школы.
Исходя из методической темы школы, выстроена работа педагогических советов и совещаний.
4. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
В 2023 году учебно - воспитательный процесс осуществляли 35 педагогических работника, из них
- 5 педагогов являлись совместителями.

Информация о возрастном составе педагогических работников:
Всего:

Возрастной состав
до 30

30 чел.
(без
совм.)

0

31-40

41-50

51-55

Св.55

6
20,0%

13
43,3%

6
20,0%

5
16,7%

Информация о педагогическом стаже:
Всего:

Педагогический стаж
до 5 л

5-10

11-20

7

Более 20 лет

30 чел.
(без совм.)

5
16,7%

1
3,3%

5
16,7%

19
63,3%

Сведения об образовании, категории педагогических работников:
Всего
педагого
в

30 чел.
(без
совм.)

Имеют образование
Высшее
образов
.
24
80%

Категории

Ср.- Среднее,
выс
спец. нач.про
шая
ф.
6
7
20%
23,3%

перва
я

СЗД

Без
катег.

7
23,3%

8
26,7%

7
23,3%

Почетный
работник
ОО РФ

1
3,3%

Информация о курсах повышения квалификации и о прохождении аттестации
Повышали квалификацию
Всего чел.
16 (53,3%)

КПК
16
(53,3%)

КПП
-

Прошли аттестацию
Всего чел.
1

высшая
1

первая
2 по
плану
(отказ)

СЗД
-

В 2023 году
1-му педагогу (по срокам: Ковалева Е.В.)
установлена высшая
квалификационная категория, 2 педагога отказались от подтверждения 1-ой квалификационной
категории (Микова С.В., Корепанова Е.Н.). На соответствие занимаемой должности за данный
отчетный период (по срокам) педагоги не аттестовались.
16 педагогов прошли курсы повышения квалификации по преподаваемым предметам и в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Основное направление повышения квалификации педагогических работников школы
сохраняется: Совершенствование методической подготовки учителей в условиях внедрения ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Педагоги, прошедшие курсовую подготовку, активно используют полученные умения и навыки в
своей образовательной практике.
Вывод: в целом, образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами,
уровень образования педагогических работников соответствует требованиям занимаемых
должностей. Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на основе
8

плана курсовой подготовки с учётом запросов педагогов, результатов их педагогической
деятельности, с учётом целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах
• Всероссийский уровень
• Всероссийская блиц - олимпиада для педагогов "Речевые нарушения у детей" – Ковалева Е.В.
– 1 место, февраль 2023

• Краевой уровень:
1). Конкурс профессионального мастерства для педагогов отдельных образовательных
организаций Пермского края "В мастерстве учителя - успех ученика", март 2023 г.:
- Суфиянова Л.А. - 2 место
- Ковалева Е.В. – сертификат
- Рафикова В.Ф. – сертификат
2). VI Краевая Олимпиада для педагогов, специалистов образовательных организаций
Пермского края, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–
инвалидами, в том числе находящимися на длительном лечении. октябрь 2023 г.
- Шуфаева О.С. - сертификат
3). Краевой конкурс «Лучший по профессии среди обучающихся среди обучающихся 8-9
классов с интеллектуальными
нарушениями ( умственной
отсталостью) отдельных
образовательных организаций Пермского края и педагогов, реализующих
АООП в части
предметной области «Технология», октябрь 2023 г. Номинация «Педагогическое творчество»:
- Иванова Н.А., диплом призер,
- Рафиков Д.И. - сертификат участника
4). Краевой конкурс «Школа – территория здоровья – 2023.
• Номинация «Лучший конспект тематического занятия», август 2023 г., Михеева Т.В. – 1
место
• Номинация «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»,
Шуфаева О.С. – сертификат, Михеева Т.В. – сертификат.
• Межмуниципальный уровень:
- Межрегиональный онлайн-конкурс «Логосказки-2023» среди учителей – логопедов,
- Ковалева Е.В.- I место
- Плетенюк Т.В. - 2место

• Муниципальный уровень:
9

1). Муниципальная предметная олимпиада учителей общеобразовательных учреждений
(для педагогов), март, 2023 г.
-Иванова – Диплом 3 степени март 2023г.
- Рафиков Д.И. - сертификат
-Шуфаева О.С. – сертификат
• Школьные конкурсы
1) Конкурс методических и дидактических средств обучения «Мой методический опыт»,
март 2023 г.
-Шуфаева О.С. – 1 место
-Туктакеева Л.Г.1 место
-Суфиянова Л.А. – 2 место
- Бабошина Е.В. – 3 место
- Микова С.В.– 3 место

номинация «Технологическая карта»

- Номинация «Дидактические материалы и методические пособия».
Шуфаева О.С. – 1 место
Иванова Н.А. – 2 место
Лукьянова . - сертификат
2). Конкурс эссе в рамках года Педагога и наставника "Я- педагог, и это не случайно.." ,
декабрь 2023
- Ковалева Е.В.– 1 место
- Михеева Т.В., Лукьянова О.А. – 2 место
- Хлопина Н.А.– 3 место
-Туктакеева Л.Г. – серт.
- Чурина Е.С. – серт.
-Морозова М.В. – серт.
- Власова Т.А. – серт.
Выступили на конференциях, семинарах, форумах (и т.д.):

сероссийский
уровень

еева
Т.В.
янова О.А.

оссийская
еренция
альным
осам

по

Краевой уровень

Межмуниципальный
(межрегиональный)
уровень

Муниципальный
уровень

Межмуниципальная
конференция «В мир Знаний
открывает путь» в рамках
XVII Межмуниципальных
Пасхальных чтений «Диалог
времен: от Ушинского до
наших дней», апрель 2023.

Иванова Н.А.
Выступление на РМО
учителей трудового
обучения по теме
"Составление
мониторингов
сформированности БУД

10

ологог.сопровожден
учающихся

тник
ременные
ты
оказания
олого-пед
щи в системе
ования
ающихся с ОВЗ,
нвалидностью»,
брь, 2023г.

- Мастер-класс «Практические
приемы коррекции нарушения
чтения» - Ковалева ЕВ,
- Мастер-класс «Практические
приемы коррекции нарушения
письма» - Плетенюк Т.В.
- Выступление на фейл –
конференции
«Детское
хамство. Воспитание детей –
ответственность взрослых» в
эвристической площадке Власова Т.А.

VII
межмуниципальных
педагогических
чтений
имени
А.М.
Котлова
«Культурное
наследие.
Образование. Мы»,
декабрь, 2023 г.:
- Ковалева Е.В.
Мастер-класс и публикация на
тему «Коррекция и развитие
навыка чтения у обучающихся
с
использованием
нейропсихологического
подхода»
Лукьянова О.А.
«Формирование ситуации
успеха у обуч-ся с УО (ИН) во
внеурочной деятельности
- Иванова Н.А.
Выступление
по
теме:
«Проектная деятельность как
путь творческого развития
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)».
- Плетенюк Т.В.
«Применение логопедических
технологий
в
процессе
коррекции и профилактики
нарушений письменной речи»
11

обучающихся"
РМО психологов.
Власова Выступление по
теме: Выступление по
теме: «Повышение
учебной мотивации
обучающихся «Я в
будущем», февраль 2023
«Технологии работы с
МАК и инструкции по
их применению в работе
с обучающимися», март
2023

Из данных таблицы мы видим снижение (очных, в форме стендового доклада) выступлений
педагогов школы в мероприятиях краевого уровня. Беседы с педагогами определили основную
причину: не всегда темы мероприятий соответствуют основной линии деятельности Школы.
Публикации:
Педагоги систематически публикуют материалы в Интернет-ресурсах:
«Инфоурок»,
«Мультиурок», «Копилка уроков» и др. Доклады педагогов включены в различные сборники
(муниципального, межрегионального уровня).
При этом, отмечается снижение числа
публикаций. Возможная причина – увеличение количества конкурсов различного уровня в очном
формате, что является свидетельством методической активности педагогов, получения опыта,
которым можно напрямую делиться с коллегами.
Участие педагога в качестве члена жюри:
Педагогов Школы регулярно привлекают к участию в качестве организаторов
муниципальных конкурсов, членов жюри, экспертов:
- Шуфаева О.С. – член жюри муниципального конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»,
апрель, 2023г.
- Иванова Н.А. Работа в составе жюри в муниципальной олимпиаде по предмету СБО среди
обучающихся 7-9 классов ОУ Чернушинского округа, апрель 2023г.
- Рафиков Д.И. Жюри муниципальной олимпиады по предмету «Технология», по столярному и
швейному делу среди обучающихся VIII вида 7-9 классов декабрь, 2023 г.
5. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ ОРГАНИЗУЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ:
•

С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;

•

ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 19.12.2014 № 1599 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)”;

o Приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии"
•

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

•

СП 2.4.3648-20 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И
ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»;

•

СП 1.2.3685-21 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ)
БЕЗВРЕДНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»;
12

•

АДАПТИРОВАННЫМИ ОСНОВНЫМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ, ВКЛЮЧАЯ УЧЕБНЫЕ
занятий
https://chern-8ПЛАНЫ, КАЛЕНДАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ГРАФИКИ, расписание

type.permschool.ru/

• Программой Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

подготовительный, 0-4 классы под ред. В.В.Воронковой, Просвещение 2004, 2011,2013. (с
сентября 2023 года - 9 класс)
• Программой для 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2 – М.:
Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001, 2013.
• Программой классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ -10) "Особый
ребенок" Пермь, 2010, ПКИПРО (9 класс)
Этапы обучения: I. 1-4 классы, II. 5-9 классы.
Формы обучения – очная.
Нормативный срок обучения - 9 - 13 лет.
Языки, на которых осуществляется обучение – русский.
В школу, согласно ФЗ № 273 «Об образовании», дети поступают на основании заявления
родителей (законных представителей) и заключения территориальной ПМПК в течение всего
учебного года.
Режим работы:
В Школе создан оптимальный режим пребывания детей. Учебный процесс и внеурочная
деятельность организуется в соответствии с действующими нормами СанПиН. В школе
действует традиционная классно-урочная система обучения, призванная обеспечить успешное
освоение обучающимися содержания образования на каждой ступени обучения.
Учебный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.
В отчетном году образовательный процесс регламентировался годовым календарным
учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий. Для всех классов установлена
пятидневная учебная неделя, все обучающиеся учатся в одну смену. Продолжительность каникул
в течение учебного года составляла 30 календарных дней. Для обучающихся первых классов в
феврале установлены дополнительные недельные каникулы.
В 1 полугодии в 1 классах используется ступенчатый режим обучения: в сентябре, октябре
по 3 урока в день до 35 мин каждый, в ноябре-декабре –по 4 урока до 35 мин каждый, январьмай-по 4 урока до 40 мин каждый, что соответствует СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 г. В 1 классе, а
также в 1 полугодии 2 класса отметки обучающимся не выставляются.
Расписание звонков для 1-ых классов
№ урока
1
2
Дин.пауза
3
1
2

Время проведения
сентябрь - октябрь
8.50 - 9.15
9.25 - 10.10
10.10 – 10.50
10.50 – 11.25
ноябрь – декабрь
8.50 - 9.15
9.25 - 10.10
13

Дин.пауза
3
4
1
2
Дин.пауза
3
4

10.10 – 10.50
10.50 – 11.25
11.35 - 12.10
январь – май
8.50 - 9.30
9.40 - 10.20
10.20 – 11.00
11.00 – 11.40
11.50 -12.30

2 – 9 классы:
Урок

Начало

Окончание

Прод-ть перемен

1
2
3
4
5
6
7

08.50
09.40
10.40
11.40
12.30
13.30
14.20

09.30
10.20
11.20
12.20
13.10
14.10
15.00

10 мин
20мин
20 мин
10 мин
20 мин
10 мин

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, внеурочной
деятельности, дополнительных занятий, между которыми устраивается перерыв
продолжительностью не менее 30 минут.
Для занятий по трудовому обучению (швейное и столярное дело) обучающихся 5-9
классов и социально - бытовой ориентировки (СБО), 9 классы, делятся на две группы.
Комплектование групп осуществляется с учётом индивидуальных психофизических
особенностей обучающихся, предпочтений родителей.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ритмики, ЛФК и
развитию психомоторики и сенсорных процессов отводятся часы как в первую, так и во вторую
половину дня. Их продолжительность 20 - 30 минут. Группы комплектуются с учётом
однородности и выраженности речевых, двигательных и иного рода нарушений.
В учреждении сформирована база данных учащихся, нуждающихся в логопедическом,
психологическом, медицинском, социально-педагогическом сопровождении с указанием срока
предоставления коррекционной услуги и ее объема.
Для обучающихся 9 класса предусмотрена летняя трудовая практика (Приказ
Министерства образования РФ №29/2065-п от 10.04.2002 г.), в течение 20 дней по окончании
учебного года или в том же объёме в течение года проводится на базе школьных мастерских
или на базе ОУ ( в соответствии с приказом МО РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» .
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают
документ установленного образца об окончании образовательного учреждения.
В течение учебного года в среднем проживали в интернате 20 обучающихся.
14

Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в интернате обеспечиваются 5-ти разовым питанием, а
приходящие в школу – 2-х разовым питанием в соответствии с СП 2.4.3648-20 и Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Общая численность обучающихся на декабрь 2023 года составила 175 человека.
Численность всех обучающихся 1-4 классы - 66 человек.
Численность всех обучающихся 5-9 – 109 человек.
Средняя наполняемость классов:
1 - 4 классы: 5 классов, из них 3 класса - комплекта - 12 чел.
5 - 9 классы: 8 классов, из них 2 класса - комплекта - 12 чел.
Из них:
- по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), 1 вариант – 94 человек
- по АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 9 класс – 16 человек;
- по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), 2 вариант – 31 человек
- по АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 9 класс – 6 человек;
- обучаются на индивидуальном обучении на дому - 14 человек.
- обучаются в форме семейного обучения - 14 человек.
- статус «ребенок – инвалиды» / «Инвалид» – 60 / 1 обучающихся
- оставшиеся без попечения родителей - 19 обучающихся
- многодетные, малообеспеченные – 4 семей (подтвержден статус)
- малообеспеченные семьи – 8 семей (подтвержден статус)
- учащиеся группы «СОП» – 4 обучающихся
- учащиеся «группа риска СОП» – 12 обучающихся
- На учете в ПДН состоит – 4 обучающихся
- Проживающих в интернате – 25чел.
Организован ежедневный подвоз обучающихся в ОУ, для этого в школе имеется автобус.

15

6.СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
6.1. Всего по ОО на 30.12.2023 г.:
Форма и вид обучения

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл 6 кл 7 кл

Обучение на дому

классов
обучающихся
обучающихся

1
7
3

1
10
1

2
18
4

1
12
1

2
22
-

1
16
-

Семейное образование

обучающихся

4

1

2

1

1

3

Обучаются в школе

Количество

9 кл

1
16
3

8
кл
2
24
-

2
22
2

2

-

-

Количественный состав обучающихся Школы мы можем рассмотреть на диаграмме:

I этап
II этап
На дому
Семейное образование

Успеваемость и качество обучения
Количество обучающихся

По школе
174

1 классы
19

2-4 классы
46
16

5-9 классы
109

Примечание

на 01.09.2023 г.
Количество обучающихся
175
на 29.12.2023 г.
Успеваемость (%) за 2-ю
четверть
Количество обучающихся
на «4» и «5» за 2-ю четверть
% обученности на «4» и
«5»
за 2-ю четверть
Резерв на «4» и «5»
(количество)

20

46

109

-

100%

99%

-

10

34

-

50%

43%

-

0

5

При расчете % обученности не учитывалось
количество обучающихся по ОО, у которых
безотметочное обучение (1-ые и 2-ые
классы, классы
2 вариант и «Особый
ребенок»)

6.2. Динамика успеваемости и качества знаний (данные за три учебных года):
Класс

1
2
3
4
5
6

2020 – 2021 гг.
% качества
%
знаний
успеваемости
74
80
67
67
75

100
100
100
100
100

2021 – 2022 гг.
% качества
%
знаний
успеваемости

класс

1
2
3
4
5
6

63
83
80
69
69

100
100
100
100
100
17

класс

1
2
3
4
5
6

2022-2023 гг.
% качества
%
знаний
успеваемости
75
64
77
50
47

100
100
100
100
100

7
8
9
Итого:

38
64
73
67

7
8
9

100
100
100
100

69
47
64
68

100
95
100
99

7
8
9

73
63
57
63

100
95
100
100

Можем отследить данные также в виде диаграмм:
100
80
60

2021

40

2023

2022

20
0
2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Вывод: сохраняются высокие показатели уровня качества знаний обучающихся - «оптимальный». Незначительное снижение
успеваемости в целом по школе на 4-5% по причине индивидуальных особенностей обучающихся, поступивших в Школу в 5-6
классы.
Анализ данных таблицы показывает, что за последние три года наблюдаются положительно стабильные и достаточные
результаты уровня обученности и успеваемости обучающихся школы. Достигнуть результаты удалось при:
- системной работе всего педагогического коллектива, направленная на повышение качества знаний обучающихся
- достаточном взаимодействии (результативном) школы с семьей
- достаточном административном контроле и методическом сопровождении педагогов
18

- систематическом повышении квалификации педагогических работников (посещения курсов, семинаров, конференций)
- своевременном рассмотрении на психолого – педагогическом консилиуме обучающихся, имеющих трудности в обучении,
изменение им форм контроля, разработка индивидуальных учебных планов.
Анализ результатов учебного 2022-2023 года позволил сформировать следующие рекомендации:
1. Продолжить психолого – педагогическое сопровождение обучающихся.
2. Своевременно педагогам, классным руководителям представлять на психолого – педагогическом консилиум
обучающихся , имеющих трудности в обучении для индивидуализации учебной деятельности.
3. Продолжить создание условий в ходе образовательной деятельности, адекватных возможностям и особенностям учащихся.
4. Внедрять в практику новые педагогические технологии, способствующие как сохранению, так и увеличению показателей
результатов качества знаний.
5. Разнообразить организацию внеклассной работы по предметам, повышать активность участия учащихся, развивая тем
самым учебную мотивацию.
6.
Выстраивать комплексную систематическую профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости и
пропусков уроков без уважительной причины.

19

7. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ.
В 2022 – 2023 учебном году 9-й класс окончили 17 обучающихся, из них: 1 - из класса
«Особый ребёнок»; 1 обучающийся находился на индивидуальном обучении на дому,
1- обучался по семейной форме получения образования.
- 14 выпускников (82,4 %) продолжили обучение по программе профессионального
обучения.

Год

20202021
2021 2022
20222023

Сравнение количества поступивших выпускников за 3 года
Всего
СреднеТрудоустройство
Статус
профессиональное
(работа)
«ребенок –
инвалид»
образование
(из них)
2
3
17
13

17

14

-

6

17

14

-

4

Другое

Вывод: Остается
стабильным процент обучающихся, которые поступают по
специальностям профессионального обучения, что может говорить о целенаправленной
профориентационной работе с обучающимися. Сбор данных о выпускниках ведется в
течение 3-х лет после выпуска из школы.
8. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Организация и результативность воспитательного процесса
В 2023 г. воспитательная работа в школе строилась на основе рабочей программы
воспитания и календарных планов воспитательной работы, разработанных на основе
Федеральной рабочей программы воспитания, являющейся структурным элементом
Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования.
Общая цель воспитания в школе цель воспитания обучающихся в школе: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
20

отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся:
1. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
2. формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
3. приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
4. достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.
В 2023 году воспитательная работа осуществлялась в рамках программы по воспитанию
и реализовывалась через модули по следующим основным направлениям
воспитательной деятельности:
− гражданское воспитание;
− патриотическое воспитание;
− духовно-нравственное воспитание;
− эстетическое воспитание;
− формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия;
− трудовое воспитание;
− экологическое воспитание;
Уровни осуществления воспитательной работы: общешкольный, на параллели,
классный. Использовались следующие формы работы: ключевые общешкольные дела,
тематические классные часы, квесты, экскурсии, круглые столы, викторины, игровые и
интеллектуальные программы, социальные акции, интерактивные и тематические
локации и другие.
В 2023 году было продолжено изучение государственных символов Российской
Федерации. Классные руководители знакомили обучающихся с историей возникновения
и празднования Дня государственного герба России (30 ноября) и Дня принятия ФКЗ о
Государственных символах России (25 декабря). Знакомство с государственными
символами проходило и в рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном».
Еженедельно по понедельникам в школе в рамках общешкольной линейки
осуществляется церемония поднятия Государственного флага и исполнение гимна
России, а также озвучиваются важные дела на неделю, государственные праздники,
подводятся итоги прошедших мероприятий, конкурсов, соревнований.
При изучении государственных символов Российской Федерации учитывается
преемственность содержания начального, основного и среднего общего образования.
Достижение соответствующих личностных результатов обучающихся основывается на
единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части гражданского и патриотического
воспитания.
21

В 2023 г.продолжилась реализация курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленностей. Данные занятия включены в
расписание уроков и проводятся по понедельникам первым уроком. Ответственными за
реализацию программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
являются классные руководители. Объем курса составляет 34 часов.
В первом полугодии 2023-2024 учебного года проведено 16 занятий в каждом классе,
формы занятий соответствуют рекомендованным. Проблемы при проведении занятий
курса не выявлены.
По результатам мониторинга, проведенного в мае 2023 г. выявлен следующий уровень
сформированности личностных результатов обучающихся по заданным направлениям
воспитательной деятельности.
Большое внимание было уделено профилактической работе, а именно
профилактике деструктивного поведения обучающихся, профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма и пожаров, профилактике суицидального
поведения, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, буллинга.
По первому направлению ежемесячно проводился мониторинг деструктивных
проявлений, мониторинг социальных сетей. Был разработан и внедрен в практику
алгоритм действий классного руководителя при выявлении подписок обучающихся на
опасные группы. Для повышения эффективности профилактической работы для работы
с обучающимися и родителями привлекались специалисты учреждений системы
профилактики.
Были проведены следующие профилактические мероприятия:
− Единые классные часы “Мои права и обязанности”, “Поступки и ответственность:
вместе или врозь?”, “Безопасный интернет”.
− Беседы с инспектором ГУМ ВД России по Пермскому краю ОМВД РФ.
− Тематические сообщения на классных родительских собраниях по разъяснению
уголовной и административной ответственности за преступления и
правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным
потреблением наркотиков и других ПАВ.
Особое внимание специалистами школы уделялось учащимся, состоящим
на учёте в ГУМ ВД России по Пермскому краю ОМВД РФ по Чернушинскому
городскому округу , внутришкольном учёте; учащимся, состоящим на учете в городском
банке семей, находящихся в социально-опасном положении; сиротам и опекаемым,
инвалидам.
В 2023 году количество учащихся данных категорий выглядело следующим
образом:
Соц. категории На 01.09.2022 г.
На январь 2023 г.
На 01.06.2023 г.
ОДН
5
5
4
СОП
4
9
7
Внутришкольны 4
9
5
й учет
В целях осуществления мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений
среди обучающихся в школе продолжил свою работу Совет профилактики. Заседания
22

Совета проводились один раз в месяц. С января 2023 г. по декабрь 2023 г. было
проведено 9 заседаний.
В рамках работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
ежемесячно в 1-9 классах проводились занятия по программе “Профилактика ДДТТ”,
различные акции для обучающихся и родителей с участием инспектора ОГИБДД,
организовывалось участие в конкурсах различного уровня, проводились совещания с
классными руководителями, публиковались на официальном сайте школы и делались
рассылки в родительских и ученических чатах информацию от ОГИБДД к родителям и
обучающимся.
В рамках обучения школьников правилам пожарной безопасности и профилактике
пожаров классные руководители проводили индивидуальную работу с семьями
обучающихся, проживающими в частных домах: посещали место жительства,
проводили инструктаж. Для школьников ежемесячно проводились занятия по
программе “Правила пожарной безопасности”.
Для формирования у обучающихся инициативности, самостоятельности,
ответственности, трудолюбия в 2023 году в школе продолжена работа «Волонтерского
движения”.
Основные направления деятельности: организация и проведение различных
мероприятий
социальной
направленности,
обеспечение
информационного
сопровождения школьной жизни в сообществе школы в социальной сети ВКонтакте.
Для
формирования
у
обучающихся
инициативности,
самостоятельности,
ответственности, трудолюбия в 2023 году в школе создана работа волонтерского отряда
«Память». Была очищена территория памятника «героям гражданской войны».
В 2023 году в школе создана первичная ячейка РДДМ «Движение Первых».
Основные направления деятельности школьной первичной организации Движения
Первых организация и проведение различных мероприятий социальной направленности,
обеспечение информационного сопровождения школьной жизни в сообществе школы в
социальной сети ВКонтакте, согласование управленческих решений, положений,
которые касаются прав и интересов учащихся.
Основные мероприятия, организованные активистами Движения Первых и
волонтерами в 2023 г.:
- общешкольные акции «Марафон добрых дел», «Новогодний переполох»,
«Экологическая осень», «Декада дорожной безопасности», Неделя «Мы за ЗОЖ!».
В 2023 году в школе создана первичная ячейка РДДМ «Движение Первых». Активисты
Движения приняли участие в мероприятиях различного уровня, среди которых:
− мастер-класс по оказанию первой помощи в рамках Всемирного дня оказания
первой помощи;
− День здоровья в рамках проекта «Развитие пешеходного туризма» программы
Росмолодежи «Больше, чем путешествие»;
− Всероссийская акция Движения Первых «Благодарность учителю»;
− Всероссийская акция движения Первых «Рекорды Первых
− Муниципальная акция «С папой в деле»;
− Муниципальная акция «Тренировка с папой» в рамках проведения мероприятий к
дню отца;
− Всероссийский экологический проект Движения Первых «На связи с природой»;
− Муниципальная акция «Витамины для солдата»
23

В 2023 г. школа включилась в реализацию программы развития социальной
активности учащихся начальной школы «Орлята России». На окончание 2023 г.
программа реализуется в 4 классах начальной школы и 5 класса. В течение учебного
года участники проходят обучение по образовательным трекам – творческим заданиям
для коллективного выполнения. В рамках программы орлята приняли участие в
значимой всероссийской акции «Помоги зимующим птицам».
С 09.09.2023 г. в школе реализуется базовый уровень профориентационного
минимума, цель внедрения которого – выстраивание системы профессиональной
ориентации обучающихся, которая реализуется в учебной, воспитательной и иных видах
деятельности.
Профминимум реализуется по шести ключевым направлениям:
− профориентация через урочную деятельность;
− профориентация через воспитательную работу: организовано и проведено 6
экскурсии на предприятия, 5 встречи с представителями разных профессий, 3
мастер-класса;
− профориентация
через дополнительное образование: в большинство
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с 01.09.2023
г. внесены изменения в части профориентации;
− профориентация через взаимодействие с родителями: проведено 3 родительских
собрания с участием специалистов, педагогами-психологами.
Следующее направление воспитательной работы – это организация дополнительного
образования.
Программы внеурочной деятельности направлены на:
1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения
учащимися свободного времени.
2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от
учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное
от учёбы время.
4.Формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива
образовательного
учреждения, обучающихся
и
их родителей
(законных
представителей), а также специфика и направленность образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность организована:
— по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное;
— по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность
художественное
творчество,
социальное
творчество,
трудовая,
спортивнооздоровительная и туристско-краеведческая деятельность;
— по формам: кружки, клубы, а также экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования,
проекты, викторины, поисковые исследования через организацию деятельности
обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
В
качестве
организационной
модели
внеурочной
деятельности
определена оптимизационная модель, предполагающая использование внутренних
ресурсов МБОУ СКШИ VIII вида». В ее реализации принимают участие учителя
24

начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования,
другие педагогические работники школы.
В 2023 г. дополнительное образования обучающихся в школе было представлено
физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социальной
направленностей.
Выбор направлений и объединений дополнительного образования на 2023-2024 уч. год
осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей, который был проведен в
апреле 2023 года.

День недели

понедельник

Расписание внеурочной деятельности с 1-4 класс(1вариант)
1класс
2 «а»
3 «а»

4 «а»

класс

класс

класс

«Разговоры о важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о важном»

«Разговоры о важном»

РПСП/логопедические
занятия

Вн/занятие «Дерево
добра»

РПСП/логопедические
занятия

Вн/занятие «Дерево
добра»

«Ритмика»

вторник

«Логопедические
занятия»
Ритмика

среда

«Логопедические
занятия»

Логопед.
занятие/РПСП

«Ритмика»
четверг

Вн/занятие «Дерево
добра»

Вн/занятие «Я и
природа»

Вн занятие «Я и
природа»

«Ритмика»
Логопед.
занятие/РПСП

РПСП/логопедические
занятия
пятница

«Логопедические
занятия»

Вн/занятие «Дерево
добра»

РПСП/логопедические
занятия

РПСП/логопедические
занятия
Вн/занятие «Я и
природа»

25

Вн/ занятие «Я и
природа»

РПСП/логопедические
занятия

Расписание внеурочной деятельности с 5-9класс (1вариант)
День недели

понедельни
к

5 «а»

6 «а»

7 «а»

8 «а»

класс

класс

класс

класс

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Логопедически
е занятия»
«Психология»

«Логопедически
е занятия»

9 «а» класс

«Разговоры о
важном»

«Театраша»

СК «Территория
здоровья»
«Психология»

вторник

среда

«Мой Пермский
край»

Логопедические
занятия

«Логопедические
занятия»

СК «Территория
здоровья»

СК «Территория
здоровья»

«Психология»

«Психология»

«Логопедические
занятия»

«Ритмика»

«Стильные
штучки»

«Психология»

«Логопедически
е занятия»

«Логопедически
е занятия»

«Ритмика»

«Финансовая
грамотность»

«Психология»

«Волшебная
иголочка»

«Стильные
штучки»

«Логопедические
занятия»

«Стильные
штучки»
четверг

«Логопедически
е занятия»

«Стильные
штучки»

«Ритмика»

пятница

«Логопедически
е занятия»

СК« Территория
здоровья»

«Логопедические
занятия»

ОФП

Логопедические
занятия

«Психология»

«Территория
здоровья»

«Профориентация
»

«Профориентация
»

«Профориентация
»

«Логопедические
занятия»

«Стильные
штучки»

«Логопедические
занятия»

26

Расписание внеурочной деятельности с 1доп -4 класс (2вариант)

День недели

1доп класс

понедельник

«Разговоры о
важном»
Вн/ занятие
«Дерево добра»

1 класс

«Разговоры о
важном»
Вн/занятие
«Дерево добра»

2класс

3класс

4 класс

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Альтернативная «Альтернативная
коммуникация»
коммуникация»

«Альтернативная Вн/занятие
коммуникация»
«Дерево добра»
вторник

«ЛФК»

«Ритмика»

«Ритмика»

«Альтернативная
коммуникация»
«Ритмика»

«Альтернативная
коммуникация»

«ЛФК»
«Сенсорное
развитие»

Сенсорное
развитие
среда

четверг

пятница

Вн/ занятие «Я и
природа»

«ППД»

«ППД»

«ППД»

«Сенсорное
развитие»

«Сенсорное
развитие»

«Сенсорное
развитие»

«Сенсорное
развитие»

Вн/занятие
«Дерево добра»

«Альтернативная «Альтернативная «Альтернативная «Альтернативная «Сенсорное
коммуникация»
коммуникация»
коммуникация»
коммуникация»
развитие»

«ППД»

«ЛФК»

«ЛФК»

«ЛФК»

«Альтернативная
коммуникация»

«Сенсорное
развитие»

«Сенсорное
развитие»

«Сенсорное
развитие»

Вн/ занятие «Я и
природа»

Вн/ занятие «Я и
природа

Вн/ занятие «Я и
природа»

Вн/ занятие «Я и
природа»

27

Расписание внеурочной деятельности с 5-9 класс (2вариант)
День недели

5

6

7

8

9

класс

класс

класс

класс

класс

понедельник

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

«Разговоры о
важном»

вторник

ЛФК

Вн/занятие «Я
и природа»

Вн/занятие «Я и
природа»

Вн/занятие «Я и
природа»

ХБТ

Сенсорное
развитие
среда

Вн/занятие
«Дерево добра»

четверг

Альтернативная
коммуникация

пятница

ППД
Вн/занятие «Я и
природа»

ХБТ
ЛФК

ЛФК

ЛФК

ЛФК

Вн/занятие
«Дерево
добра»

Вн/занятие
«Дерево добра»

Вн/занятие
«Дерево добра»

ХБТ

Охват обучающихся внеурочной деятельностью в отчетном году увеличился и
составил 92,7%. Продолжается активное участие обучающихся
в олимпиадах,
конкурсах различного уровня (возрос процент призовых мест).

28

8.1.
Результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах
Мероприяти
я
Всероссийск
ий уровень

Краевые
конкурсы

2023 год
Участие
Всероссийская акция «Исцеление чтением» Пермская краевая
библиотека, март 2023г.;

сертификат-4чел.

IV Всероссийская акция «Читаем о блокаде», март 2023.

сертификат- 2чел

Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России

2 место - 1 чел.
3 место – 1 чел.
диплом - 6 чел
сертификат - 2 чел.

Конкурс «Лучший по профессии» в номинации «Швейное
дело», октябрь 2023 г.
Краевой конкурс рисунков «Я рисую маму» ,ноябрь,2023г
Краевой конкурс художественного творчества для детей с ОВЗ
и детей инвалидов «Поверь в мечту» номинация «Декоративноприкладное творчество», ноябрь 2023г.
Краевой конкурс художественного творчества для детей с ОВЗ
и детей инвалидов «Поверь в мечту» номинация
«Художественное чтение», ноябрь 2023г
Краевой конкурс творческих работ по безопасности дорожного
движения «Дорога и Мы»декабрь,2023г

Межрегионал
ьные
конкурсы

Места /чел.

V Краевой конкурс чтецов «О Родине, о подвиге, о славе»
Лучшее прочтение произведения, посвященное Победе в
Великой отечественной войне в подноминации: «Лучшее
прочтение произведения известного автора», май 2023г.
-Межрегиональный дистанционный творческий конкурс
«Новогоднее вдохновение-2023», январь2023г.
-Межрегиональная предметная Олимпиада
среди обучающихся с ОВЗ, март 2023 г.
Межрегиональный блиц-конкурс детского и юношеского и
молодежного декоративно-прикладного творчества «Вместе
можем много» апрель 2023г.
Открытый
межрегиональный
Форум
учебноисследовательских, проектных, практических и творческих
работ обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью
«Наука и культура», май 2023г.
Межрегиональный онлайн-конкурс поделок по мотивам
произведений С Я Маршака для обучающихся с ОВЗ «Веселое
путешествие от А до Я» октябрь,2023
29

сертификаты-10 чел
1 место - 4 чел.
2 место - 2 чел.
3 место – 2 чел.
сертификат. - 3 чел
3 место – 1 чел
специальный
диплом-3чел
1 место - 4 чел.
2 место - 2 чел.
3 место – 3 чел.
Сертифик. - 3 чел.
сертификат-2чел.

1степени - 7чел.
2степени - 8чел.
3степени - 4чел.
1 место - 6 чел.
2 место - 3 чел.
сертификат. -1 чел.
1степени - 2чел.
2степени - 7чел.
3степени - 3чел.
сертификат - 8чел.

1степени - 2чел.
2степени - 7чел.
3степени - 3чел.

сертификат-5чел
Межрегиональная межпредметная Олимпиада среди
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) юга Пермского края и Удмуртии, ноябрь 2023 г.

Межмуниципа
льные
конкурсы

Муниципаль
ные
конкурсы

Участие в рамках XVII Межмуниципальных Пасхальных
чтениях «Диалог времен: от Ушинского до наших времен»,
секция «Пасхальные гонки», апрель 2023.
Участие в рамках XVII Межмуниципальных Пасхальных
чтениях «Диалог времен: от Ушинского до наших времен»
сценка «Любопытство», апрель2023.
Участие в рамках XVII Межмуниципальных Пасхальных
чтениях «Диалог времен:от Ушинского до наших времен»
Конкурс чтецов «В мир знаний открывает дверь»,апрель2023
Участие в рамках XVII Межмуниципальных Пасхальных
чтениях «Диалог времен: от Ушинского до наших времен»
Видеозал «Ушинский –детям» ,апрель2023
Олимпиада по «Технологии» для обучающихся с ОВЗ в 7-9
классах номинация «Швейное дело», декабрь 2023г
Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества
«Зимняя фантазия-2023» декабрь 2023г

Муниципальный детский творческий конкурс-выставка «Пасха
Православная», апрель 2023г
Муниципальная детский творческий конкурс –выставка
«Светлое Воскресенье», апрель 2023г.апрель.2023г
Муниципальный конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной»,
апрель 2023г.

1 место - 4 чел.
2 место - 2 чел.
3 место – 2 чел.
Сертифик - 4 чел.
сертификат- 6чел.

серификат-2чел.

благодарственное
письмо-1чел.
благодарственное
письмо-1чел.
1место-2 чел.
2место-2 чел.
1место- 3 чел.
2место-5 чел.
Грамота - 2чел
сертификат- 1чел.
1 место -1 чел.
2место - 1чел.
3место - 3чел
сертификат - 5чел
сертификат-

6чел

Победители - 35 чел.
(22%)
Призеры - 62 чел.
(39%)
Участие – 79 чел.
(49%), участие 1 и
более раз
Всего 176 чел. –100
%

Вывод: Данные указывают на то, что педагоги активно привлекают обучающихся
к участию в конкурсах на различных уровнях.

30

9. БИБЛИОТЕЧНО – ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В Школе имеется библиотека, имеются пункты выдачи учебников по адресам
образовательной деятельности
Книжный фонд (печатных изданий) библиотеки составляет:

Наименование
показателей
1
Объём (книжного)
библиотечного
фонда
Из него учебники
Учебные пособия
Художественная
литература
Справочный
Материал
Печатные издания
Документы на
микроформах
Электронные
Документы
Общий фонд

№

поступило

выбыло

2
01

3
196

4
-

Состоит на
конец периода
5
3267

02
03
04

196
-

-

1808
370
812

05

4

-

294

06
08

-

-

3246
-

09

-

-

21

10

-

-

3267

Книгообеспеченность – 100 %. Все учебники соответствуют действующему
Федеральному перечню учебников. Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного
фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося составляет 18,7 единиц.
Фонд библиотеки формируется за счет краевого бюджета. Фонд библиотеки
соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень,
утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253, приказом
Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Библиотека имеет
возможность ежегодно приобретать периодические издания, которые пользуются
спросом у обучающихся. Ежедневно библиотеку посещают в среднем 30 чел., в
библиотеке также имеются 2 компьютера, подключенные к сети Интернет.
Вывод: Учебно – методическое обеспечение соответствует требованиям ФЗ
№273, от 29.12.2012 г,СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют
с 01.03.2021);приказу Минобрнауки России №1599 от19.12.2014 «Об утверждении
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
31

10. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
Материально-техническое обеспечение ОУ позволяет реализовывать в полной мере
образовательные программы.
Учебные кабинеты
Кабинет начальных классов (количество - 5)
Кабинет биологии, СХТ - 2
Кабинет русского языка - 2
Кабинет математики - 1
Кабинет технологии - 1
Мастерская-1
Другие помещения школы:
Кабинет педагога-психолога - 2
Кабинет учителя-логопеда - 2
Кабинет учителя-дефектолога - 1
Библиотека – 1
Медицинский и процедурный кабинеты – 1
Земельный участок общая площадь – 3,989 м²
Спортзал – 1
Зал для занятий ЛФК -1
Образовательный процесс оснащен техническими средствами обучения:
- Ноутбук – 38
- Интерактивная доска -2
- Мультимедиапроектор- 22
- Компьютер – 18
- Цифровые камеры – 1
- Швейная машина – 10
- Оверлок – 1
- Верстак –19
- Интерактивный стол-1
Согласно СанПиН 2.04.3648-20 в учебных кабинетах выполняются требования к
воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению. Ежегодно проводятся
замеры искусственного освещения, анализа воды, замеры сопротивления изоляции.
Кабинеты оборудованы ученической мебелью, регулируемой по высоте. Соблюдаются
требования к размещению школьной мебели
Безопасность детей и сотрудников ОУ обеспечивается комплексно: в учреждении
установлены пожарная сигнализация, ведется видеонаблюдение, разработан и
утверждён паспорт антитеррористической безопасности объекта, школа огорожена
забором, введен пропускной режим, имеется тревожная кнопка
Все учебные кабинеты школы оснащены современной мультимедийной техникой,
подключены к сети Интернет, активно используются в учебно-воспитательном
процессе. Продолжает работу школьный сайт, где представлена полная информация о
деятельности ОУ.
32

Спальный корпус для проживающих детей рассчитан на 25 человек. В интернате
имеется 6 спален, 2 рабочие группы, игровая комната, комната для индивидуальных
занятий, комната с душевыми кабинками, комната для умывания, туалетные комнаты.
Все спальные комнаты укомплектованы мебелью: шкафами для одежды,
одноместными кроватями, прикроватными тумбочками. В интернате имеются
раздевалки для верхней одежды, комната для просушивания верхней одежды и обуви.
На территории школы имеется физкультурно-спортивная зона с футбольным полем,
гимнастическими стенками, беговой дорожкой, площадкой для игр.
В 2022 году был произведён капитальный ремонт столярной мастерской и здания
по адресу ул. Кирова 25 «а». Произведен косметический ремонт во всех учебных
кабинетах, обновлена покраска уличных построек на площадке интерната.
Организация питания в 2023 г. учебном году продолжает осуществляться через
аутсорсинг. Питание организовано в соответствии с десятидневным перспективным
меню, согласованным Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. Обучающиеся
получают горячее питание, в рацион включены соки, витаминизированные напитки,
овощи. Качество питания ежедневно проверяется бракеражной комиссией.
Вывод: Материально-техническая база ОУ соответствует действующим
санитарным, строительным, противопожарным нормам и правилам. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса позволяет реализовывать в ОУ
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), сохранять и поддерживать здоровье обучающихся с ограниченными
возможностями , проводить диагностику и коррекцию физического и психического
здоровья детей.
11. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ.
Положение о ВСОКО https://chern-8-type.permschool.ru/ (раздел «Локальные
нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных
достижений обучающихся»).
Положение о формах, порядке, периодичности текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся https://chern-8-type.permschool.ru/
В качестве источников данных для ВСОКО используются:
• образовательная статистика;
• промежуточная и итоговая аттестация;
• мониторинговые исследования;
• социологические опросы;
• отчеты работников школы;
• мониторинг КПК педагогов, их аттестации, участия педагогов в конкурсах
профессионального мастерства
• мониторинг участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, научно33

практических конференциях уроков и внеклассных мероприятий.
Вывод: Внутренняя система оценки качества образования способствует
своевременному принятию решений, поддержанию стабильных результатов качества
образования и удовлетворенности результатом всех участников образовательного
процесса.
Результаты рассматривались на совещаниях при директоре, заседаниях
педагогического совета, школьных методических объединений.
• посещение

34

Приложение Утверждены приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 10 декабря 2013 г. N 1324

11. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
N п/п

1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

1.11

Показатели

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
Численность учащихся по образовательной
программе начального общего образования
Численность учащихся по образовательной
программе основного общего образования
Численность учащихся по образовательной
программе среднего общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся,
успевающих на «4» и «5» по результатам
промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся

Успеваемость итоговой аттестации выпускников 9
класса по трудовому обучению
Качество итоговой аттестации выпускников 9
класса
Средний балл свидетельства об обучении
выпускников 9 класса
Средний балл единого государственного экзамена
выпускников 11 класса по математике
Численность/удельный вес численности
выпускников 9 класса, получивших
неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации по русскому
языку, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности
выпускников 9 класса, получивших
неудовлетворительные результаты на
35

2023

Единица
измерен
ия

175
66

чел.
чел.

109

чел.

-

чел.

73 чел./ 63%

%

100%

%

100%

%

4,2

балл

-

балл

-

чел./ %

-

чел./ %

При расчете %
обученности не
учитывалось количество
обучающихся по ОО, у
которых безотметочное
обучение (1-ые классы 1
вариант и все классы,
обучающиеся по 2
варианту, класс
«Особый ребенок»)

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

государственной итоговой аттестации по
математике, в общей численности выпускников 9
класса
Численность/удельный вес численности
выпускников 11 класса, получивших результаты
ниже установленного минимального количества
баллов единого государственного экзамена по
русскому языку, в общей численности
выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности
выпускников 11 класса, получивших результаты
ниже установленного минимального количества
баллов единого государственного экзамена по
математике, в общей численности выпускников 11
класса
Численность/удельный вес численности
выпускников 9 класса, не получивших аттестаты
об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности
выпускников 11 класса, не получивших аттестаты
о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности
выпускников 9 класса, получивших аттестаты об
основном общем образовании с отличием, в общей
численности выпускников 9 класса

1.19.1

Численность/удельный вес численности
выпускников 11 класса, получивших аттестаты о
среднем общем образовании с отличием, в общей
численности выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в различных олимпиадах,
смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихсяпобедителей и призеров олимпиад, смотров,
конкурсов, в общей численности учащихся, в том
числе:
Муниципального уровня

1.19.2
1.19.3

Межмуниципального уровня
Регионального уровня

1.19.4

Межрегионального уровня

1.17

1.18

1.19

36

-

чел./ %

-

чел./ %

-

чел./ %

-

чел./ %

-

чел./ %

-

чел./ %

176чел/1
00%

.

97чел/5
2%

17чел./
10
0./ %
18чел/
11%
60чел/38

1.19.5
1.19.6
1.20

1.21

1.22

1.23

1.24
1.25

1.26

1.27

1.28

1.29

1.29.1
1.29.2

Федерального уровня
Международного уровня
Численность/удельный вес численности учащихся,
получающих образование с углубленным
изучением отдельных учебных предметов, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся,
получающих образование в рамках профильного
обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности
обучающихся с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного
обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся
в рамках сетевой формы реализации
образовательных программ, в общей численности
учащихся
Общая численность педагогических работников
(без совместителей), в том числе:
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование, в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование, в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
37

-

%
чел./ %
чел./ %
чел./ %

-

чел./ %

0

чел./ %

0

чел./ %

30 чел.

чел.

1 / 3,3%

чел./ %

23 / 76,7%

чел./ %

0/ 0%

чел./ %

6 / 20%

чел./ %

14 / 46,7%

чел./ %

7 / 23,3%
7 / 23,3%

чел./ %
чел./ %

1.30

1.30.1
1.30.2
1.31

1.32

1.33

1.34

1.35
1.35.1
1.35.2
1.35.3
1.35.4
2.
2.1
2.2

2.3
2.4
2.4.1

Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет
повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической
деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в
общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших повышение квалификации
по применению в образовательном процессе
федеральных государственных образовательных
стандартов в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Наличие в образовательной организации
следующих педагогических работников:
Учителя-логопеда
Учителя- дефектолога
Педагога-психолога
Социального педагога
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося
Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы из общего количества
единиц хранения библиотечного фонда, состоящих
на учете, в расчете на одного учащегося
Наличие в образовательной организации системы
электронного документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на
38

30

100%

5/ 16,7%
3/10%

чел./ %
чел./ %

0

чел./ %

5/ 16,7%

чел./ %

16/ 53,3%

чел./ %

0/ 0%

чел./ %

да
нет
да
да

да/нет
да/нет
да/нет
да/нет

0

ед.

18,7%

ед.

да

да/нет

нет
нет

да/нет
да/нет

2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5

2.5

стационарных компьютерах или использования
переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и
распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных
материалов
Численность/удельный вес численности учащихся,
которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности учащихся

Выводы:
Анализ
результатов
самообследования
положительные тенденции:

позволил

нет
нет

да/нет
да/нет

да

да/нет

нет

да/нет

нет

чел./ %

определить

следующие

1.
Нормативно-правовое
обеспечение
образовательного
процесса
соответствует
требованиям
действующего
законодательства,
способствует
соблюдению прав всех участников образовательных отношений, позволяет
реализовывать адаптированные основные общеобразовательные программы в полном
объеме в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2. Организация управления в школе соответствует уставным требованиям,
нормативная
и
организационно-распределительная
документация
школы
соответствует действующему законодательству и Уставу.
3. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, уровень квалификации соответствует нормативным требованиям.
Происходит непрерывное образование педагогов. Регулярно педагоги повышают
уровень квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные качественные
результаты образовательных достижений учащихся.
4. Школа предоставляет доступное, качественное образование, воспитание и
развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям,
способностям и потребностям каждого ребенка.

39

5. Все обучающиеся (100%) обеспечены учебниками. Уровень библиотечноинформационного обеспечения способствует качественной реализации АООП
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
7. В школе ведется систематическая работа по профессиональному
самоопределению обучающихся. Большинство выпускников (82,4%) продолжили
образование по программам профессионального обучения.
Дата составления 10.04.2024
И.о. директора школы

Плетенюк Т.В.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».