Рабочая программа по предмету Швейное дело 7 класс

0

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету технология «Швейное дело» 7 класса разработана, составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
- Законом РФ от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026,
- Санитарными правилами СП 2.04.3648-20 от 28.09.2020 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант) МБОУ «СКШИ VIII
вида».
На изучения программы по швейному делу в 7 классе отведено 238 часов, по 7 часов в неделю.
В учебнике «Швейное дело» 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида всё дано по разделам:
промышленные швейные машины, пошив постельного белья, сведения об одежде, отделка швейных изделий, изготовление плечевых и
поясничных изделий, волокна и ткани, обработка отдельных деталей и узлов поясничных швейных изделий, изготовление юбок, ремонт одежды.
Программа предусматривает подготовку обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к
самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея –
мотористка женской и детской одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на
изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной
специальности.
Цель программа:
- развитие технологических знаний и общетрудовых умений по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-моториска
женской и детской одежды.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить последовательному выполнению технологических операций ручных, машинных работ;
- обучить поэтапному пошиву и ремонту изделия;
- обучить построению чертежей изделий;
- научить выполнять раскладку выкройки на ткани и раскроя изделия;
- научить производить расчет ткани на изделия;
- научить моделированию юбок;
- познакомить с промышленными машинами различными по назначению для изготовления изделий;
1

- познакомить с правилами техники безопасности при ручной работе с иголкой, ножницами, машинной работе, работе электрическим утюгом и
санитарно-гигиеническими требованиями.
Развивающие:
- развить познавательные интересы, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической
деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
Воспитательные:
- трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части
общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии.
В программе 7-ого класса изучают технологию пошива постельного белья и легкой одежды, отделка швейных изделий и ремонт одежды,
свойства шерстяных и полушерстяных тканей, устройство швейной машины. Обучающиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из
множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их
результаты.
В программе обучающиеся продолжают обучение по операционно-комплексной системе: с большинством профессиональными приёмами
учащиеся знакомятся предварительно, упражняясь последовательно на образцах бумаги и ткани. Усвоенные приемы используются при
изготовлении изделий понятного назначения и полезного характера.
Обучающиеся закрепляют свои знания с ручными, машинными операциями и отделочными работами, ориентированными на
индивидуальную трудовую деятельность. Эти приёмы широко используются при выполнении практически всех изделий.
В 7-м классе обучающиеся получают сведения по материаловедению. Формирование знаний по материаловедению предполагает определение
свойства шерстяных волокон, получение шерстяных тканей, свойство шерстяных и полушерстяных тканей, ассортимент шерстяных тканей, при
выборе материала в зависимости от назначения изделий, при выборе технологии в зависимости от качества материала.
При изучении тем из раздела «Промышленные швейные машины» рассматриваются и обсуждаются только те швейные машины,
приспособления, другие механизмы, которые имеются в наличии в мастерской.
В разделе «Пошив постельного белья» учащиеся узнают сведения о постельном белье, из каких тканей шьют, какими швами
обрабатывают.
Особое внимание уделяется изучению темы «Построение чертежа» различных изделий. Необходимо признать, что самостоятельно
выполнить чертеж изделия ученики не смогут, поэтому цель изучения этих тем, чтобы обучающиеся могли читать чертеж.
Как при работе с ручным инструментом, так и при работе на швейных машинах требуется изучение и систематическое повторение правил
безопасного труда.
Работа с обучающимися 7-ого класса направлена в первую очередь на первоначальное формирование общетрудовых умений далее на
совершенствование мелкой моторики при выполнении ручных и машинных работ.
Эффективность достижения цели и задач во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и
воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков,
формируются познавательные способности.
Методы обучения учебного процесса:
Словесный - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек;
наглядные - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов);
2

практические – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем
последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на
основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой,
прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам
индивидуального и дифференцированного подхода.
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, включая
практические занятия, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к
любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко
выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов).
Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических,
сельскохозяйственных, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит
усвоение известных ранее технических и технологических знаний обучающихся путем применения их при выполнении трудовых заданий,
формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов
работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
3

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно выполняют
трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и
контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце полугодия и в конце года обучения.
Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:
Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);
Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);
Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина)
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программный материал 7 класса представлен в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического
их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку обучающихся к жизни, к овладению
доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию обучающимся практических
умений и навыков. В результате освоения курса «Швейного дела» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных и личностных результатов.
Личностные результаты: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно
относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общественно-полезную социальную деятельность;  осознанно
относиться к выбору профессии; соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе - проявлять познавательные
интересы и активность в данной деятельности;

- выражать желание учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - развивать
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; - осознавать необходимость общественно – полезного труда; как условия
безопасной и эффективной социализации; - бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам.
Предметные результаты обучения. Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. АООП определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень:
4

- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; - представления
об основных свойствах используемых материалов; - знание правил хранения материалов; - санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; - представления о
принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего
станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.); - представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; - владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);чтение (с помощью учителя)
технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - представления о разных видах профильного труда (деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело,
цветоводство и др.); - понимание значения и ценности труда; - понимание красоты труда и его результатов; - заботливое и бережное отношение к
общественному достоянию и родной природе; - понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину; - выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); - организация
(под руководством учителя) совместной работы в группе; - осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности; - выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; - проявление
заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - выполнение общественных поручений по уборке
мастерской после уроков трудового обучения; - посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей
среды.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; экономное расходование материалов; - планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; - знание оптимальных и
доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - понимание
общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Предусмотрена классно-урочная организация
учебного процесса. Оценка учебных достижений по профессионально-трудовому обучению осуществляется в двух аспектах: оценивается уровень
усвоения теоретических знаний и качество практических умений и навыков, то есть способность использования изученного материала во время
выполнения практических работ. Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений обучающихся: - уровень
использования знаний и умений в практической работе; - качество выполнения отдельных приемов и операций, изучаемых на уроке , и работы в
целом; - степень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы, проявление элементов творчества; - умение пользоваться
технологическими картами и другими источниками информации; - уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять
технологические операции; - умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы.
Нормы оценок теоретических знанийпри устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и
произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
‒ полностью усвоил учебный материал;
5

‒ изложить его своими словами; ‒ самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; ‒ правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если ученик:
‒ в основном усвоил учебный материал; ‒ допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; ‒ подтверждает ответ
конкретными примерами; ‒ правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик:
‒ не усвоил существенную часть учебного материала; ‒ допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; ‒ затрудняется
подтвердить ответ конкретными примерами; ‒ не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
‒ практически не усвоил учебный материал; ‒ ответы его свидетельствуют о значительном незнании и непонимании учебного материала; ‒ не
может подтвердить ответ конкретными примерами; ‒ не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда,
качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; изделие изготовлено с учетом установленных
требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно;
неправильно выполнены отдельные приемы труда, которые после замечания учителя практически не повторяются;
работа осуществлялась самостоятельно;
норма времени выполнена или превышает установленную на 10- 15%;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями от требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова;
- неправильно выполнены отдельные приемы труда, которые после замечания учителя исправляются, но могут повторяться снова;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- норма времени превышает установленную на 20% и более;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если учеником:
- допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда, ошибки повторялись после замечания учителя;
- самостоятельность в работе не проявлена;
6

- норма времени выполнения превышает установленную на 25%;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Итоговая оценка знаний и умений обучающихся.
Контроль приобретенных обучающимися знаний и умений осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и
анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения. За учебную четверть и за год знания и умения
учащихся оцениваются одной оценкой
По окончании 7 класса
Обучающиеся должны знать:
правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной универсальной швейной машине; специализированные швейные
машины, краеобметочную машину, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного,
саржевого и сатинового переплетений;
технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила
подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа;
общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения
женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные
обозначения;
понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою;
назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного
взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы
раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды и обработки складок, обработку застежек оборудование рабочего места и
приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.
Обучающиеся должны уметь:
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани;
включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать
швейную машину и регулировать ее скорость.
Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с
подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка; обрабатывать края на краеобметочной машине;
читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки детской пижамы, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование
фасонов горловины ночной сорочки, Способы моделирования конических, клиньевых, прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку,
расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы. Обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и
контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой
или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
7

ремонтировать одежду заплатами, штопкой, правильно ухаживать за одеждой из шерстяных и льняных тканей.

Содержание учебного материала
7 класс (238 часов)
Швейное дело

I четверть (56 часов)
Вводное занятие (2часа.)
Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской.
Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.
Промышленная швейная машина с электроприводом (12часов.)
Теоретические сведения.Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ.
Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и
сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и
швейной машиной с электроприводом.Краеобметочная швейная машина.
Практическая работа.Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Заправка ниток в машине. Наматывание нитки на шпульку.
Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.Регулировка натяжения
верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Пошив постельного белья (24 часа.)
Изделия. Наволочка с клапаном. Простынь. Пододеяльник.
Теоретические сведения. Назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения
деталей постельного белья.
Практическая работа. Выполнение бельевых швов на промышленной швейной машине: - выполнение двойного шва на образце;
- выполнение запошивочного шва, соединительного шва в подгибку с закрытым срезом. Подготовка ткани к раскрою. Выполнение разметки
детали наволочки на ткани и раскрой. Пошив простыни. Пошив наволочки с клапаном. Пошив пододеяльника. Обработка поперечного среза
швом в подгибку с закрытым срезом.Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце, Обработка наволочки с клапаном.
Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом одновременно с клапаном.
Вывертывание, утюжка, складывание по стандарту изделия. Проверка качества готового изделия. Анализ работы.
Подготовка деталей кроя пододеяльника к обработке. Выполнение заготовки детали обтачки для обработки выреза пододеяльника.
Обработка выреза пододеяльника. Проверка качества работы. Обработка долевых и поперечных срезов пододеяльника и окончательная отделка
изделия. Проверка качества готового изделия. Утюжка и складывание изделий по стандарту.
8

Проверочная работа по теме: «Пошив постельного белья».
Сведения об одежде (2часа.)
Теоретические сведения. Виды одежды. Требования к одежде (гигиенические, эксплуатационные, эстетические). Продление срока службы
одежды.
Практическая работа. Выполнение эскизов «Виды одежды».
Отделка швейных изделий (17 часов.)
Теоретические сведения. Виды отделок. Отделочные материалы. Окантовочный шов. Оборки. Срез притачивания, отлетной срез.
Соединение оборок с основной деталью
Практическая работа. Обработка среза детали окантовочным швом с открытым срезом. Обработка окантовочным швом с закрытыми срезами
(одинарной косой обтачкой). Обработка среза детали окантовочным швом с закрытыми срезами (двойной косой обтачкой). Выкраивание и
соединение полосок для оборок из ткани. Обработка отлетного среза оборки ручным способом. Обработка отлетного среза оборки
зигзагообразной машиной строчкой. Обработка отлетного среза оборки швом в подгибки и закрепление подгиба двойной машиной строчкой.
Соединение оборок с основной деталью стачным швом. Соединение оборок с основной деталью накладным швом. Втачивание оборки в шов
соединения двух деталей.
Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (13 часов.)
Изделие. Ночная сорочка, обработанная подкройной обтачкой.
Теоретические сведения. Ночная сорочка: назначение, фасоны. Ткани для пошива ночных сорочек. Мерки для построения чертежа
выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Подготовка деталей кроя ночной сорочки к обработке. Изменение выкройки ночной сорочки, изготовление выкройки оборки
Изготовление выкройки подкройной обтачки.
Практическая работа. Составление коллекции тканей для ночной сорочки.Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину.
Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины
переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.Построение чертежа в масштабе.
Проверочная работа по теме: «Промышленные швейные машины, пошив постельного белья, отделка швейных изделий».
Резерв (2часа.)
Повторение пройденного материала за четверть.

II четверть (56 часов)

Вводное занятие (1ч.)
План работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (продолжение) (69ч.)
Изделия. Ночная сорочка, обработанная подкройной обтачкой. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк).
9

Теоретические сведения. Повторение плана работы по изготовлению ночной сорочки без плечевого шва. Тестирование учащихся по теме:
«Изготовление ночной сорочки без плечевого шва». Пижама: назначение, фасоны, виды отделки, ткани для пошива. Детская пижама. Снятие
мерок. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки детской пижамы к раскрою. Пижама: фасоны, виды отделок. Использование
выкройки сорочки без плечевого шва. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного
шва в бельевом изделии.
Практическая работа. Раскрой и пошив ночной сорочки. Снятие мерок. Построение чертежа пижамных брюк в масштабе 1:4. мерки, прибавки.
Построение чертежа пижамных брюк в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою. Изготовление выкройки пижамной сорочки и
брюк. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка деталей выкройки пижамной сорочки и брюк на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя
пижамных брюк к обработке. Обработка выреза горловины. Обработка боковых срезов сорочки. Обработка срезов рукавов пижамной сорочки.
Обработка нижнего среза сорочки. Отутюжить изделия. Проверить качество изделия. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы.
Требование к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Обработка шаговых срезов пижамных брюк. Проверка качества работы.
Соединение левой и правой деталей пижамных брюк. Технические требования к выполнению и контролю шва.
Обработка верхнего среза пижамных брюк швом в подгибку с закрытым срезом. Обработка нижних срезов пижамных брюк швом в подгибку с
закрытым срезом Окончательная отделка изделия. Проверка качества готового изделия.
Проверочная работа по теме: «Изготовление детской пижамы».

III четверть (70 часов)

Вводное занятие.(1ч.)
Правила безопасной работы. План работы на четверть.
Волокна и ткани. (13ч.)
Теоретические сведения. Шерсть. Шерстяное волокно. Шерстяная пряжа. Основные профессии прядильного производства. Получение
шерстяных тканей. Пряжа чистошерстяная, полушерстяная Основные профессии ткацкого производства Свойства шерстяных тканей.
Полушерстяная ткань. Определение шерстяных и полушерстяных тканей. Правила утюжки шерстяной ткани.
Практическая работа. Определение шерстяных и полушерстяных тканей. Изготовление образцов полотняного, саржевого, сатинового
переплетения из бумаги.
Проверочная работа по теме: «Волокна и ткани».
Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.(44ч.)
Теоретические сведения. Обработка вытачек и складок. Обработка срезов стачного шва. Обработка застежки в поясных изделиях Обработка
обметанных петель. Обработка верхнего среза в поясных изделиях. Обработка нижнего среза изделия.
Практическая работа. Выполнение неразрезной заутюженной вытачки. Зарисовка разных видов складок. Выполнение односторонней
складки. Выполнение встречной складки. Выполнение бантовой складки Выполнение стачного шва взаутюжку и вразутюжку Обработка
застежки тесьмой – молнией на образец. Пришивание крючков, петель и кнопок на образце Выполнение петель из ниток (нитяных петель) на
образце Выполнение обметанной петли по долевой нити на образце. Обработка застежки на крючках на образце. Обработка притачного пояса на
образце. Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с закрытым срезом и прикрепление подгиба строчкой потайных стежков на
образце. Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с открытым срезом и прикрепление подгиба подшивочной строчкой
крестообразных стежков на образце из плотной ткани. Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с открытым срезом на образце
(срез предварительно обрабатывается тесьмой) Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с открытым срезом на образце (срез
предварительно обрабатывается зигзагообразной машиной строчкой) Обработка закругленного нижнего среза детали краевым швом в подгибку с
10

закрытым срезом на образце. Проверочная работа по темам: «Обработка верхнего и нижнего среза в поясных изделиях». Обработка нижнего
среза изделия. Обработка верхнего среза в поясных изделиях
Проверочная работа по темам: «Обработка верхнего и нижнего среза в поясных изделиях». «Обработка застежки в поясных изделиях и
обработка обметанных петель». «Обработка застежки в поясных изделиях и обработка обметанных петель», «Обработка вытачек и складок».
Изготовление юбок (41 ч.)
Изделия. Юбка прямая с вытачками.
Теоретические сведения. Сведения о юбках. Ткани для пошива, виды, фасоны. Прямая юбка. Название деталей, линии чертежа Снятие
мерок и построение чертежа основы прямой юбки. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки прямой юбки к раскрою. Моделирование
юбок на основе выкройки прямой юбки. Раскрой и пошив прямой юбки.
Практическая работа..Снятие мерок для построения чертежа. Построение чертежа основы прямой юбки в масштабе 1:4.
Построение чертежа основы прямой юбки в натуральную величину и подготовка выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
деталей выкройки юбки на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя юбки к обработке. Подготовка юбки к примерке Проведения примерки
юбки
Обработка вытачек на заднем и переднем полотнищах прямой юбки. Обработка боковых срезов прямой юбки. Обработка застежки прямой юбки.
Обработка пояса прямой юбки.
Обработка верхнего среза прямой юбки Обработка нижнего среза прямой юбки. Окончательная отделка прямой юбки. Проверка качества
готового изделия
Проверочная работа по теме: «Прямая юбка».

IV четверть (56 часов)

Вводное занятие (1ч.)
Правила безопасной работы. План работы на четверть.
Изготовление юбок (продолжение) (39ч.)
Изделия. Юбка «солнце». Юбка «полусолнце». Юбки из клиньев.
Теоретические сведения.Клешевые юбки Юбка «солнце». Юбка «полусолнце» Раскрой клешевых юбок. Пошив клешевых юбок «солнце» и
«полусолнце». Юбки из клиньев (клиньевые юбки). Юбки из клиньев с оборкой по нижнему срезу
Практическая работа. Снятие мерок. Построение чертежа юбки «солнце» и «полусолнце» в натуральную величину и подготовка выкройки к
раскрою. Подготовка ткани к раскрою и раскрой клешевых юбок. Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке и проведение примерки.
Обработка боковых срезов клешевой юбки. Обработка верхнего среза клешевой юбки обтачкой. Обработка нижнего среза клешевой юбки и
окончательная отделка изделия.
Проверочная работа по теме: «Клешевые юбки».
Ремонт одежды (9ч.)
Объекты работы.Штопка. Заплата.
Теоретические сведения.Виды ремонта одежды. Наложение заплатки в виде аппликации.
11

Практическая работа. Наложение заплатки в виде аппликации на образце. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой
заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.
Проверочная работа по теме: «Ремонт одежды».
Самостоятельная работа (23ч.)
Изделия. Блузка.
Теоретические сведения.Пошив блузки на основе выкройки сорочка без плечевого шва масштабе 1:2.
Изменения выкройки сорочки без плечевого шва. Изготовление выкройки блузки и подготовка выкройки к раскрою. Раскрой блузки. Обработка
боковых срезов. Обработка выреза горловины блузки подкройной обтачкой. Обработка срезов рукавов швом в подгибку с закрытым срезом.
Обработка нижнего среза блузки с разрезами по боковым швам, швом в подгибку закрытым срезом Выполнение влажной тепловой обработки,
проверка качества готового изделия.
Практическая работа. Изменения выкройки сорочки без плечевого шва. Изготовление выкройки блузки и подготовка выкройки к раскрою.
Раскрой блузки. Обработка боковых срезов. Обработка выреза горловины блузки подкройной обтачкой. Обработка срезов рукавов швом в
подгибку с закрытым срезом. Обработка нижнего среза блузки с разрезами по боковым швам, швом в подгибку закрытым срезом Выполнение
влажной тепловой обработки, проверка качества готового изделия
Контрольно-проверочный тест за 4 четверть.
Проверочная работа за год.«Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий», «Изготовление юбок».

КАЛЕНДАРНО– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование раздела.
Тема урока.

Количество
часов
теор. практ.

1.

Вводное занятие. Задачи
предстоящего
учебного года и
план работы.
Закрепление
рабочих мест.
Правила безопасной работы.

1

2.

Сведения
о
промышленных
швейных машинах.

1

7 класс (238 часов)
Iчетверть (56 часа)

Практическая работа

Дата проведения
урока
по
по
плану
факту.
04.09.23

Примечание

Промышленные швейные машины (12 часов)
04.09.23
12

Универсальная
промышленная
швейная машина. Организация
рабочего места.
Механизмы
промышленной
машины.

1

1

1

2

8,
9.
10,
11.

Заправка
ниток.

1

1

12,
13.

Краеобметочная
машина.

швейная

1

14.

Ткани для постельного белья.
Свойства бельевых тканей.

1

15.
16,
17,
18.

Бельевые швы.

1

19,
20.
21.

Простыня. Пошив простыни.

1

Наволочка с клапаном.

1

3,
4.
5,
6,
7.

верхней

и

нижней

Швейная
машина
с
электрическим приводом.

07.09.23
07.09.23
07.09.23

Швейная
машина
с
электрическим приводом.

11.09.23
11.09.23
Выполнение пробных строчек 12.09.23
на образцах.
12.09.23

Швейная
машина
с
электрическим приводом
Швейная
машина
с
электрическим приводом.

Выполнение
обметочных 14.09.23
строчек на образце.
14.09.23
Пошив постельного белья (24 часа)
14.09.23

Краеобметочная швейная
машина.

1

3

22.

23,
24.

05.09.23
05.09.23

2

1

1
Пошив наволочки с клапаном.

1

Практическое
освоение
машины: нажим на педаль,
пуск и остановка машины.
Регулировка
натяжения
верхней
нижней
ниток.
Наматывание
нитки
на
шпульку.
Заправка ниток в машине.

1

18.09.23
Выполнение бельевых швов на 18.09.23
образце:
19.09.23
- двойного шва;
19.09.23
- запошивочного шва;
- соединительного шва в
подгибку с закрытым срезом.
Пошив простыни.
21.09.23
21.09.23
21.09.23

Подготовка ткани к раскрою. 25.09.23
Выполнение разметки детали
наволочки на ткани и раскрой.
Обработка поперечного среза 25.09.23
швом в подгибку с закрытым 26.09.23

Составление
образцов
тканей,
оформление
коллекции в альбом.
Образцы швов оформить
в альбом.

Изделие: простыня.
Выполнение
рисунка
изделия,
указание
деталей.
Расчет расхода ткани по
индивидуальным
размерам. Стр.21учеб
Изделие: наволочка с
клапаном

13

25,
26.

2

27.

1

28.

Пододеяльник.

1

29.
30,
31.

1
Пошив пододеяльника.

1

32,
33,
34.
35,
36,
37.

1

3

3

срезом.
Выполнение разметки длины 26.09.23
клапана. Складывание кроя для 28.09.23
обработки
боковых
срезов
двойным швом одновременно с
клапаном.
Выполнение утюжки изделия. 28.09.23
Проверка качества готового
изделия.
28.09.23
Подготовка
деталей
кроя
пододеяльника к обработке
Выполнение заготовки детали
обтачки для обработки выреза
пододеяльника.
Обработка
выреза
пододеяльника.

02.10.23
02.10.23
03.10.23

03.10.23
05.10.23
05.10.23
Обработка
долевых
и 05.09.23
поперечных
срезов 09.10.23
пододеяльника и окончательная 09.10.23
отделка изделия. Проверка
качества готового изделия.
10.10.23

38.

Проверочная работа по теме:
«Пошив постельного белья».

1

39.

Виды одежды. Швейные изделия.

1

10.10.23

40.

Требования к одежде.

1

12.10.23

41,
42.

Виды отделок.
Отделочные
материалы. Окантовочный шов.

1

43,
44.

Окантовочный шов.

Сведения об одежде (2часа)

Отделка швейных изделий (17 часов)
1
Обработка
среза
детали
окантовочным
швом
с
открытым срезом.
2
Обработка
среза
детали
окантовочным
швом
с

Выполнение
рисунка
изделия,
указание
деталей. Стр. 24 учеб

Пошив
образца:
обработка
обтачкой
рамки пододеяльника.
Пошив
образца:
обработка
пододеяльника.
Тесты. Тетрадь стр.5-7
Выполнение
эскизов
«Виды одежды»

12.10.23
12.10.23

Изготовление
образца,
оформление в альбом.

16.10.23
16.10.23

Изготовление
образца,
оформление в альбом.
14

45,
46.

Окантовочный шов.

47,
48.

Оборки.

49,
50.

Обработка
оборки.

1

закрытыми срезами (одинарной
косой обтачкой).
Обработка
среза
детали 17.10.23
окантовочным
швом
с
закрытыми срезами (двойной
косой обтачкой).
Выкраивание и соединение 17.10.23
полосок для оборок из ткани.
19.10.23

Изготовление
образца,
оформление в альбом.
Изготовление образцов,
оформление образцов в
альбом.

1

1

1

1

Обработка отлетного среза 19.10.23
оборки ручным способом.
19.10.23

Изготовление образца

51.

1

23.10.23

Изготовление образца

52.

1

Обработка отлетного среза
оборки
зигзагообразной
машиной строчкой.
Обработка отлетного среза
оборки швом в подгибки и
закрепление подгиба двойной
машиной строчкой.
Соединение оборок с основной
деталью стачным швом.
Соединение оборок с основной
деталью накладным швом.

23.10.23

Изготовление образца

24.10.23
24.10.23
26.10.23

Изготовление образца

26.10.23

тест

отлетного

среза

53,
54.
55.

Соединение оборок с основной
деталью.

56.

Контрольный тест за 1 четверть

1

1
1

Изготовление образца

II четверть (56 часов)

57.

58.

Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (10 часов)
Вводное занятие. Закрепление
1
рабочих
мест.
Правила
безопасной работы.
Ночная сорочка: назначение,
1
фасоны.

Оформление в альбом
«Ночная сорочка: виды,
отделка»
Оформление коллекции
тканей
для
ночной
сорочки в альбом.
15

1

Построение чертежа ночной
сорочки в масштабе 1:4 . мерки,
прибавки

60.

1

61.

1

62.

1

Построение чертежа ночной
сорочки
в
натуральную
величину подготовка выкройки
к раскрою.
Изготовление выкройки
подкройной обтачки.
Изменение выкройки ночной
сорочки, изготовление
выкройки оборки.
Изменение выкройки ночной
сорочки, изготовление
выкройки оборки в
натуральную величину.
Подготовка ткани к раскрою.

59.

Построение
чертежа
и
подготовка деталей выкройки
ночной сорочки к раскрою.

Построение выкройки
масштаб 1:4
Построение выкройки
масштаб 1:4

63,
64.

.

65.

Раскрой
и
пошив
ночной
1
сорочки.
Контрольно-проверочная работа
1
по
теме:
«Промышленные
швейные
машины,
пошив
постельного
белья,
отделка
швейных изделий».
Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (продолжение)
Раскрой
и
пошив
ночной
2
Раскладка деталей выкройки
сорочки.
ночной сорочки на ткани и
раскрой.
1
Подготовка
деталей
кроя
ночной сорочки к обработке.
Пошив ночной сорочки.
1

Изделие: ночная сорочка

71,
72,

Обработка выреза горловины.

1

1

Обработка выреза горловины
сорочки подкройной обтачкой.

Изделие: ночная сорочка

73,
74.

Обработка
сорочки.

1

1

Обработка
сорочки.

Изделие: ночная сорочка

66.

67,
68.
69.
70.

2

Построение
чертежа
ночной
сорочки,
в
масштабе 1:4
на 84-й размер, рост164
Изготовление выкройки в
натуральную величину

боковых

срезов

боковых

срезов

16

рукавов

1

1

77, Обработка
нижнего
среза
78
сорочки.
79,80 Окончательная отделка изделия.

1

1

1

1

75,
76

Обработка
сорочки.

срезов

81
82

Пижама.

1

1

83
84
85
86

Снятие мерок для пошива
пижамы.
Построение
чертежа
и
подготовка деталей выкройки
детской пижамы к раскрою.
Изготовление
выкройки
пижамной сорочки.

1

1

1

1

1

1

87
88
89

1

Обработка
срезов
рукавов
сорочки швом вподгибку с
закрытым срезом.
Обработка
нижнего
среза
сорочки.
Выполнения влажно-тепловой
обработки ночной сорочки.

Название деталей изделия и
контурных срезов.
Расчет
расхода ткани.
Изготовление
выкройки
пижамной сорочки.
Подготовка деталей пижамной
сорочки к раскрою.
Построение чертежа пижамных
брюк в масштабе 1:4

1

91
92

2

Построение чертежа пижамных
брюк в натуральную величину.
Подготовка
выкройки
к
раскрою.

1

Раскладка деталей выкройки
пижамной сорочки на ткани и
раскрой.
Раскладка деталей выкройки
пижамных
брюк на ткани.
Раскрой пижамных брюк.

95

Раскрой
пижамы.

и

пошив

детской

1

1

Изделие: ночная сорочка
Изделие: ночная сорочка

Выполнение рисунка изделия,
коллекция образцов ткани для
пижам.
Снятие мерок.

90

93
94

Изделие: ночная сорочка

Изготовление выкройки в
натуральную величину.
Построение
чертежа
пижамных брюк, в М 1:4
на 84-й размер, рост164
Изготовление выкройки в
натуральную величину.

17

96
97
98

2

Подготовка
деталей
кроя
пижамных брюк к обработке.

Пошив пижамной сорочки.

1

99
100
109
110
111
112

Обработка выреза горловины.

1

1

Обработка выреза горловины.

Обработка
боковых
сорочки.
Обработка
срезов
пижамной сорочки.

срезов

1

1

рукавов

1

1

Обработка боковых срезов
сорочки.
Обработка
срезов
рукавов
пижамной сорочки.

113
114
115

1

1

1

1

116

Обработка
нижнего
среза
сорочки.
Окончательная
отделка
пижамной сорочки.
Пошив пижамных брюк.

117
118
119
120
121
122

Обработка
шаговых
срезов
пижамных брюк.
Соединение левой и правой
деталей пижамных брюк.
Обработка
верхнего
среза
пижамных брюк.

1

1

1

1

1

1

123,
124
125
126,
127
128.

Обработка нижних
пижамных брюк швом.

срезов

1

2

Окончательная
отделка
пижамных брюк.
Контрольный тест за II четверть.

1

1

129.
(1)

Вводное
занятие.
Правила
безопасной работы. План работы
на четверть.

1

130,

Шерсть.

1

Шерстяное

волокно.

Обработка
нижнего
среза
сорочки.
Выполнения влажно-тепловой
обработки пижамной сорочки.

1
Обработка шаговых срезов
пижамных брюк
Соединение левой и правой
деталей пижамных брюк.
Обработка
верхнего
среза
пижамных брюк швом в
подгибку с закрытым срезом
Обработка нижних
срезов
пижамных брюк швом в
подгибку с закрытым срезом.
Выполнения влажно-тепловой
обработки пижамных брюк.

1

Изделие:
сорочка.
Изделие:
сорочка.
Изделие:
сорочка.
Изделие:
сорочка.

пижамная

Изделие:
сорочка.
Изделие:
сорочка.
Изделие:
брюки.
Изделие:
брюки.
Изделие:
брюки.
Изделие:
брюки.

пижамная

пижамная
пижамная
пижамная

пижамная
пижамные
пижамные
пижамные
пижамные

Изделие:
брюки.

пижамные

Изделие:
брюки.
тест

пижамные

III четверть (70 часов)

1

Волокна и ткани. (11часов)
Рассмотрение волокна шерсти.

Таблица, стр. 84 учебник
18

131.
(2,3)
132.
(4)
133,
134,
135.
(5,6,
7)
136.
(8)
137.
(9)
138,
139.
(10,
11)
140.
(12)
141,
142.
(13,
14)
143,
144.
(15,
16)
145.
(17)
146.
(18)
147.
(19)
148.
(20)
149,

Шерстяная пряжа.
Основные
профессии
прядильного производства.
Получение шерстяных тканей.

1

Основные профессии ткацкого
производства.
Свойства шерстяных тканей.

1

Определение
шерстяных
полушерстяных тканей.

и

1

по теме:

1

Проверочная работа
«Волокна и ткани».

1

2

Изготовление
образцов
полотняного,
саржевого,
сатинового переплетения из
бумаги.

Изготовление образцов.

1

Определение шерстяных
полушерстяных тканей.

Таблица, стр. 89 учебник

1
и

Тетрадь стр.16-17

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. (32 часа)
Обработка вытачек. Выполнение
1
1
Выполнение
неразрезной
неразрезной
заутюженной
заутюженной вытачки.
вытачки.
Обработка складок.

1

1

Зарисовка
складок.

1

1

Выполнение
односторонней
складки.
Выполнение
встречной
складки.
Выполнение бантовой складки.

Образец: односторонней
складки.
Образец:
встречной
складки.
Образец:
бантовой
складки
Тетрадь стр.17-19

1

Выполнение

Образцы стачного

1

Проверочная работа по темам:
«Обработка вытачек и складок».
Обработка срезов стачного шва.

разных

видов

1
1

Образец: вытачка.

стачного

шва

Работа с журналами мод.

шва
19

150.
(21,
22)
151,
152.
(23,
24)
153.
(25)
154.
(26)
155,
156.
(27,
28)
157,
158.
(29,
30)
159.
(31)

160,
161,
162.
(32,
33,
34)
163,
164.
(35,
36)
165.
(37)

Обработка застежки в поясных
изделиях.

1

взаутюжку и вразутюжку.

взаутюжку и вразутюжку.

1

Обработка застежки тесьмой –
молнией на образец.

Образец
застежки
тесьмой – молнией.

1

Пришивание крючков, петель и
кнопок на образце.
Выполнение петель из ниток
(нитяных петель) на образце
Выполнение
обметанной
петли по долевой нити на
образце.

1
Обработка обметанных петель.

1

1

2

Обработка застежки на крючках
на образце.

Проверочная работа по темам:
«Обработка застежки в поясных
изделиях
и
обработка
обметанных петель».
Обработка верхнего среза в
поясных изделиях.

1

1

2

Обработка притачного пояса на
образце.

Образец:
пояса

Обработка
изделия.

1

1

Обработка
нижнего
среза
детали
краевым
швом в
подгибку с закрытым срезом и
прикрепление подгиба строчкой
потайных стежков на образце.
Обработка
нижнего
среза
детали
краевым
швом в
подгибку с открытым срезом и
прикрепление
подгиба

Образец: обработанного
нижнего среза изделия.

нижнего

среза

Тетрадь стр.20-22

1

притачного

Образец: обработанного
нижнего среза изделия.

20

166,
167.
(38,
39)

2

168.
(40)

1

169,
170.
(41,
42)

2

подшивочной
строчкой
крестообразных стежков на
образце из плотной ткани.
Обработка
нижнего
среза
детали
краевым
швом в
подгибку с открытым срезом
на
образце
(срез
предварительно обрабатывается
тесьмой)
Обработка
нижнего
среза
детали
краевым
швом в
подгибку с открытым срезом
на
образце
(срез
предварительно обрабатывается
зигзагообразной
машиной
строчкой)
Обработка
закругленного
нижнего среза детали краевым
швом в подгибку с закрытым
срезом на образце.

171.
(43)

Проверочная работа по темам:
«Обработка верхнего и нижнего
среза в поясных изделиях».

1

172.
(44)
173.
(45)
174,
175.
(46,
47)
176,
177.
(48,
49)

Сведения о юбках.

1

Прямая юбка.

1

Снятие мерок и построение
чертежа основы прямой юбки.

1

1

Снятие мерок для построения
чертежа.

Построение
чертежа
и
подготовка деталей выкройки
прямой юбки к раскрою.

1

1

Построение чертежа основы
прямой юбки в масштабе 1:4.

Образец: обработанного
нижнего среза изделия.

Образец: обработанного
нижнего среза изделия.

Образец: обработанного
нижнего среза изделия.

Изготовление юбок (34 часа)

21

178,
179.
(50,
51)
180,
181,
182.
(52,
53,
54)
183,
184.
(55,
65)
185,
186.
(57,
58)
187,
188.
(59,
60)
189,
190.
(61,
62)
191.
(63)
192,
193.
(64,
65)
194,
195.
(66,
67)
196,

2

Построение чертежа основы
прямой юбки в натуральную
величину
и
подготовка
выкройки к раскрою.
Изменения выкройки основы
прямой юбки.

Моделирование юбок на основе
выкройки прямой юбки.

1

2

Раскрой и пошив прямой юбки.

1

1

Подготовка ткани к раскрою.

Раскладка деталей выкройки
юбки на ткани и раскрой.

1

1

Раскладка деталей выкройки
юбки на ткани и раскрой.

Подготовка деталей кроя юбки к
обработке.

1

1

Подготовка деталей кроя юбки
к обработке

Изготовления изделия

Подготовка юбки к примерке.

1

1

Подготовка юбки к примерке.

Изготовления изделия

1

Проведения примерки юбки.

Изготовления изделия

Обработка вытачек на заднем и
переднем полотнищах прямой
юбки.

1

1

Обработка вытачек на заднем и
переднем полотнищах прямой
юбки.

Изготовления изделия

Обработка боковых срезов
застежки прямой юбки.

и

1

1

Обработка боковых
прямой юбки.

срезов

Изготовления изделия

прямой

1

1

Обработка

прямой

Изготовления изделия

Обработка

застежки

застежки

22

197.
(68,
69)
198.
(70)
199,
200.
(71,
72)
201,
202.
(73,
74)
203.
(75)
204.
(76)

юбки.

юбки.

теме:

1

Тетрадь стр.25-30, тест

205.
(77)

Контрольный тест за III четверть.

1

тест

206.
(1)

Вводное занятие. Правила
безопасной работы. План работы
на четверть.

1

207,
208.
(2,3)
209,
210,
211.
(4,5,
6)
212,
213.
(7,8)

Клешевые юбки.

1

Юбка «солнце».

1

1

Обработка пояса прямой юбки.

Изготовления изделия

Обработка верхнего среза прямой
юбки.

1

1

Обработка
верхнего
прямой юбки.

среза

Изготовления изделия

Обработка нижнего среза прямой
юбки.

1

1

Обработка
нижнего
прямой юбки.

среза

Изготовления изделия

1

Окончательная отделка прямой
юбки.

Изготовления изделия

Проверочная работа по
«Прямая юбка».

IV четверть (56 часа)

Изготовление юбок (продолжение) (37часов)
1

2

Снятие мерок и построение
чертежа юбки «солнце».

Построение
чертежа
юбки
«солнце»
в
масштабе 1:4
на 84-й размер, рост164

2

Построение
чертежа
юбки
«солнце»
в
натуральную
величину
и
подготовка
выкройки к раскрою.

Построение
чертежа
юбки
в натуральную
величину.

23

214,
215,
216.
(9,10,
11)
217,
218,
219.
(12,
13,
14)
220,
221.
(15,
16)
222,
223,
224.
(17,
18,
19)
225,
226,
227.
(20,
21,
22)
228,
229,
230.
(23,
24,
25)
231,
232,
233.

Юбка «полусолнце».

1

2

Снятие мерок и построение
чертежа юбки «полусолнце».

Раскрой клешевых юбок.

1

2

Подготовка ткани к раскрою и
раскрой клешевых юбок.

2

Подготовка
деталей
кроя
клешевых юбок к обработке и
проведение примерки.

Построение
чертежа
юбки в масштабе 1:4 на
84-й размер, рост164

Пошив клешевых юбок «солнце»
и «полусолнце».

1

2

Обработка боковых
клешевой юбки.

Обработка
верхнего
клешевой юбки.

среза

1

2

Обработка
верхнего
среза
клешевой юбки обтачкой.

Пошив изделия

Обработка
клешевой.

среза

1

2

Обработка
нижнего
среза
клешевой
юбки
и
окончательная отделка изделия.

Пошив изделия

Юбки из клиньев (клиньевые
юбки).

1

2

Снятие мерок и построение
чертежа юбки клиньев.

Пошив изделия

нижнего

срезов

24

(26,
27,
28)
234,
235,
236.
(29,
30,
31)
237,
238,
239,
240,
241,
242.
(32,
33,
34,
35,
36,
37)
243.
(38)

244.
(39)
245,
246,
247,
248.
(40,
41,
42,
43)
249.
(44)

Построение чертежа юбки из
шести клиньев.

1

2

Построение чертежа юбки из
шести клиньев в натуральную
величину
и
подготовка
выкройки к раскрою.

Юбки из клиньев с оборкой по
нижнему срезу.

1

5

Пошив юбки из клиньев с
оборкой по нижнему срезу.

Проверочная работа
«Клешевая юбка».

1

по теме:

Ремонт одежды (6 часов)

Виды ремонта одежды.
Наложение заплатки
аппликации.

Проверочная работа
«Ремонт одежды».

Тетрадь стр.30-36,
тест

1
в

виде

1

по теме:

1

3

Наложение заплатки в виде
аппликации на образце.

Тетрадь стр.37-38,
тест
25

Самостоятельная работа (17 часов)
251,
252,
253.
(45,
46,
47)
254,
255,
256.
(48,
49,
50)
257,
258,
259.
(51,
52,
53)
260,
261,
262.
(54,
55,
56)
263,
264,
265.
(57,
58,
59)
266,
267,
268.
(60,
61,
62)

Пошив блузки
на основе
выкройки сорочка без плечевого
шва масштабе 1:2.

1

2

Изменения выкройки сорочки
без плечевого шва.

Изготовление выкройки блузки и
подготовка выкройки к раскрою.

1

2

Изготовление выкройки блузки
и подготовка выкройки к
раскрою.

Обработка боковых срезов.

1

2

Раскрой блузки.

Изготовления блузки

Обработка боковых срезов.

1

2

Обработка боковых срезов.

Изготовления блузки

Обработка
блузки.

1

2

Обработка выреза горловины
блузки подкройной обтачкой.

Изготовления блузки

1

2

Обработка срезов рукавов швом
в подгибку с закрытым срезом.

Изготовления блузки

выреза

горловины

Обработка срезов рукавов.

26

269,
270,
271.
(63,
64,
65)
272,
273.
(66,
68)
274.
(69)
275.
(71)

Обработка нижнего среза блузки.

1

2

Обработка
нижнего
среза
блузки с разрезами по боковым
швам, швом в подгибку
закрытым срезом.

Изготовления блузки

Выполнение влажной тепловой
обработки.

1

1

Выполнение влажной тепловой
обработки.

Изготовления блузки

Контрольный тест за IV четверть.

1

Проверочная работаза год по
темам: «Изготовление плечевых
и поясных бельевых изделий»,
«Изготовление юбок».

1

тест

27

Список литературы.
Литература для учителя:
1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной
школе. –
М., Просвещение, 1980.
2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
3.Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства.
– М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
4. Воронкона.В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
5-9 классы сборник 2
-М., Издательство центр 2001
Литература для обучающихся:
1. Карпушина Г. Б., Мозговая Г.Г. Рабочая тетрадь по швейному делу 7 класс.
– М., Просвещение, 2008
2. Карпушина Г. Б., Мозговая Г.Г. Учебник «Швейное дело» 7класс.
– М., Просвещение, 2021

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».