логопедические занятия 4-7 классы ЛУО

1

Программа составлена по учебно-тематическому плану Кузьминых Е. Л.
Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 - 5 классов
специальной
(коррекционной)
школы
VIII
вида:
Учебная
программа/Управление образования администрации г. Екатеринбурга. 2000. 73 с. и рассчитана на 5 лет обучения. Предложенный курс предусматривает
формирование коммуникативной функции речи через овладение знаниями по
фонетике, лексике, морфологии и грамматике в устной и письменной формах
речи у детей с нарушением познавательной деятельности и психических
процессов.
В программе содержится учебно-тематический план логопедических
коррекционно-развивающих занятий, предусматривающий организацию
следующих форм коррекционно-логопедического воздействия: подгрупповые
занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи и письменной
речи; раскрывается содержание курса расшифровкой тем по программе;
приводится перечень учебно-методического обеспечения для эффективности
коррекционно-логопедической работы.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначается для практикующих логопедов
специальных /коррекционных/ школ для умственно отсталых детей.
Предложенная программа - это введение процесса усвоения языка в
деятельность общения посредством речевых средств, подлежащих усвоению в
следующей последовательности: 1 -2 класс - накопление речевых средств; 3
класс - отбор речевых средств; 4 класс - применение речевых средств; 5 класс осмысленное использование речевых средств.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует
активизации всех каналов коммуникации у умственно отсталых детей:
рецептивного /понимание/, организующего /ассоциирование воспринятого,
выявление связей и отношений между предметами и словами/, экспрессивного
/выражение мыслей в устной и письменной речи/.
Программа решает следующие задачи:
1) предоставление поэтапного курса становления у умственно отсталого
ребенка речевого общения посредством логопедических занятий и внеклассных
мероприятий по следующим направлениям: 1 -2 класс - развитие средств речи,
3-4 класс - развитие речевых способностей, 5 класс - развитие
коммуникативной функции речи;
2) создание необходимого фундамента для речевого развития посредством
совершенствования психических процессов;
3) обеспечение условий для практического общения и формирования
коммуникативной функции речи.
Задачи программы реализуются по трем направлениям: 1 –
многоуровневое содержание коррекционно-развивающей работы; 2 –
2

педагогические условия реализации задач; 3 – коммуникативная
направленность обучения.
Реализация 1 направления осуществляется через приспособление каждой
программной темы к данному речевому уровню учащихся: любой
программный материал используется таким образом, чтобы он помогал
развивать у детей форму речи, необходимую на данном этапе; каждую тему
можно использовать по-разному, в зависимости от уровня наполнения речевых
средств и возможностей применения. 2 направление включает: создание
организационно-содержательных условий, учебно-методической базы. 3
направление подразумевает образование систематизированных связей речи для
отражения наиболее существенных отношений между предметами и
произвольности поведения в социуме.
Глобальные задачи программы решаются рядом специальных частных
задач: развитие звукопроизносительной стороны речи, смысловой /обогащение,
закрепление и активизация словаря/, совершенствование грамматической
правильности речи, формирование разговорной /диалогической/ и контекстной
/монологической/ форм речи, профилактика и коррекция нарушений письма и
чтения.
Программа предусматривает построение коррекционно-развивающего
обучения с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
школьников, осуществления тесной преемственности между уроками
логопедии и обучения грамоте, развитием речи, поэтапного формирования
умений пользоваться речевыми средствами и ступенчатого закрепления в
устной, письменной и внутренней формах речи.
Специфика программы проявляется в учебно-тематическом планировании.
Темы занятий узкие, каждая задача коррекции должна быть максимально
разделена на простейшие задачи, обязательна связь коррекции речевых
дефектов с развитием познавательной деятельности, постепенное усложнение
заданий и речевого материала, поэтапное закрепление средств речи в устной,
письменной и внутренней речи, обязательное сочетание развития речи,
сенсорных функций, мелкой и общей моторики, познавательной деятельности,
то есть формирование речи у умственно отсталых учащихся как целостной
психической функции, как средства формирования мышления.
В первые две недели учебного года проводится логопедическое
обследование, включающее в себя: изучение нарушений устной и письменной
речи, психических процессов и познавательной деятельности, заполняются
речевые карты, комплектуются группы по однородности речевых нарушений,
составляются перспективные планы
подгрупповой, индивидуальной
коррекционно-развивающей работы.
С 1 по 3 класс для индивидуальной работы отбираются дети со сходными
недостатками произносительной стороны речи. Состав этих групп в течение
года может меняться. Это зависит от индивидуальных темпов продвижения
3

каждого ребенка. Предусмотрены фронтальные занятия по формированию
лексико-грамматической стороны речи. По мере совершенствования
произносительной стороны речи в 4 - 5 классе ведущими становятся занятия по
коррекции нарушений письма и чтения.
В содержании курса основной принцип расположения тем по годам
обучения - концентрический. Этот принцип предполагает выделение на каждом
году обучения ведущих разделов групп знаний, умений и навыков, которые
связаны со своеобразием развития речевых способностей в соответствии с
возрастными возможностями.
На
начальных
этапах
работы
/1-2
класс/
формируется
психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на
деятельность и коммуникацию, учащиеся подводятся к необходимости
общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка
мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую
активность, функции подражательной деятельности и отраженной /репродуцированной/ речи. В дальнейшем /3-4 класс/ преодолеваются не только
речевые, но и неречевые нарушения, развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения,
установления
причинно-следственных
взаимоотношений,
совершенствуются внимание, восприятие, память, что в совокупности
составляет фундамент речевого развития. Во время всего периода обучения
необходимо обеспечение практики общения на доступном для учащихся
уровне: операции с отдельными словами, с фразами /не объединенными
смысловым контекстом/, понимание вопросов, ответы на них, с фразовым
материалом /объединенным смысловым контекстом/ на фоне эмоциональной и
семантически значимой для учащихся ситуации, с использованием
диалогической и монологический речи.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Теоретические занятия направлены на получение учащимися знаний в области
фонетики, лексики, морфологии, грамматики и синтаксиса. Они предполагают
знакомство учащихся с речевыми единицами /1 класс - звук, слог, 2 класс –
слог, слово; 3 класс – слово, словосочетание; 4 класс - предложение; 5 класс текст/, их характеристиками, способами образования и формами употребления,
то есть с речевыми нормами. Практические занятия способствуют переводу
полученных знаний и речевые умения и навыки по применению и
осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации
и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и
систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями,
формами реализации речевых средств на основе формирования /1-2 класс/,
развития /З класс/, совершенствования /4-5 класс/, мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления; психических
процессов: восприятия, внимания, памяти, самоконтроля и саморегуляции.
Цель этих занятий: уточнение представлений в области речевых средств
4

/произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй/;
формирование соответствующих языковых обобщений, совершенствование
устной и письменной речи. Работая над совершенствованием всех компонентов
речевой системы, необходимо на разных этапах сосредотачивать внимание на
каком-то одном из них, придерживаться предложенной в программе
последовательности.
Для реализации описанного курса используются следующие формы
логопедической работы: внеклассные занятия /экскурсии, утренники, конкурсы
чтецов, недели логопедии/; классные занятия и в виде уроков: подгрупповые по
30 минут, индивидуальные по 15 минут по следующей учебной сетке:
Направления коррекционноразвивающего воздействия
Количество часов на классы
Занятия по формированию
произносительной стороны речи.

4 класс

5 класс

7 класс

3

2

2

Занятия по формированию лексикограмматической стороны речи.

1 р/нед. по 30
мин.

Занятия по коррекции нарушений
письменной речи.

2 р/нед. по 30
мин.

2 р/нед. по 30
мин.

2 р/нед. по 30
мин.

Программа рекомендует использование следующих логопедических
методов.
1. По способам подачи речевого материала: репродуктивный /выполнение
системы упражнений/, проблемное изложение /объяснение материала для
решения проблемной ситуации, логические упражнения/, частично-поисковый
/творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные
упражнения/.
2. Пo источнику знаний: практические /упражнения тренировочные,
подражательно-исполнительские,
коррекционные,
конструктивные,
творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование;
функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции,
мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой/,
наглядные /графические, символические, иллюстративные, натуральные/,
словесные /слово, рассказ логопеда, беседа: сообщающая, эвристическая,
воспроизводящая;
анализ
речи:
фонетический,
морфологический,
синтаксический разборы/.
При реализации предложенного курса рекомендуется придерживаться
следующей иерархии использования методов обучения: 1 класс - преобладание
игровой терапии, наблюдение за предметами и действиями, опора на
вербальный образец; 2 класс - словарно-логические, имитационные,
5

подстановочные, трансформационные упражнения; 3 класс - беседы / вводные,
занимательные, тренировочные/, 4 класс -рассказ /проблемный, описательный,
рассуждающий/; 5 класс - практические упражнения, моделирование реальных
ситуаций.
В программе предлагается использование следующих видов контроля:
ежегодное обследование учащихся с последующим заполнением результатов
в карте динамики речевого развития; проведение различных видов диктантов
/проверочный, объяснительный, предупредительный, кратковременный, с
комментированием/ и творческих работ /написание рассказа по теме, по
впечатлению, по представлению/, проверка техники чтения 2 раза в год
/начало и конец учебного года/; проведение отчетных утренников, недель
логопедии, конкурсов чтецов; организация выставок творческих работ
учащихся /апрель - май/.
Эффективность реализации предлагаемой программы зависит от четкости
организации логопедической работы, от равномерного распределения нагрузки,
от преемственности в работе логопеда, учителей и родителей, от учета
индивидуальных
особенностей
учащихся,
от
организации
дифференцированного подхода, от сочетания коррекционно-развивающего
процесса с медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим
воздействием на учащихся.

6

4 класс
Подгрупповые занятия по совершенствованию
лексико-грамматической стороны речи
(1 раз в неделю по 30 минут)
№ по
программе

Наименование темы

1.

Применение конкретных слов и
выражений
Применение грамматических
категорий
Применение звуковых,
смысловых, морфологических и
синтаксических средств
Формирование коммуникативнопознавательной потребности речи
Итого:

2.
3.

4.

Кол-во
занятий
8

В том числе
теоретических практических
2
6

6

2

4

8

3

5

10

4

6

32

11

21

Групповые занятия по коррекции нарушений письменной речи
(2 раза в неделю по 30 минут)
№ по
программе

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование темы
Речь
Звук
Слог
Слово
Предложение
Связная речь
Итого:

Кол-во
занятий
4
6
6
16
21
7
60

В том числе
теоретических практических
2
2
2
4
2
4
2
14
2
19
2
5
12
48

4 класс.
Коррекция нарушений письменной речи /64 урока/
1. Речь.
Отличие и сходство устной и письменной речи. Формы. Назначение.
Сферы применения.
Дифференциация
понятий
звук-буква,
слог-слово,
словословосочетание,
словосочетание-предложение.
Синтаксическая
основа
предложения. Предложение - законченная мысль. Логическая связь
предложений.
2. Звук.
Гласные и согласные звуки и буквы, акустические и артикуляционные
свойства.
Употребление гласных II ряда для обозначения мягкости согласных.
Совершенствование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
Наблюдение за лексическим значением слов. Образование семантических
полей по темам: «Сад», «Огород», «Лес», «Поле».
3. Слог.
7

Употребление мягкого знака в словах различной слоговой структуры в
различной позиционной расположенности.
Лексика по темам: «Времена года /месяцы/», «Дикие животные», «Режим
дня». Влияние словоизменения и словообразования на слоговую структуру
слов. Наблюдение за изменением лексического значения слов в зависимости от
слоговой структуры. Составление слов из слогов. Включение слов в различные
грамматические конструкции.
Употребление
слов
с
шипящими
согласными,
обозначение
соответствующими буквами. Сопоставление гласных звуков и букв после
шипящих. Лексика по теме: «Животный мир», «Растительный мир».
3. Слово.
Сопоставление произношения и написания сомнительных согласных на
конце слов и перед гласными в формах одних и тех же слов. Обогащение
словарного запаса родственными словами различных частей речи.
Анализ морфемного состава слов с удвоенными согласными.
Расширение представлений об окружающем мире.
Подбор родственных слов для проверки написания слов с
непроизносимыми согласными. Составление предложений по серии сюжетных
картинок. Образование семантических полей по теме «Улица».
Слогообразующая и смыслообразующая роль гласных звуков в словах.
Ритмический рисунок слов. Составление графических схем. Лексика по темам:
«Обитатели водоемов», «Водоемы». Использование родственных слов в тексте.
4. Предложение.
Составление предложений со словами, обозначающими предметы /живые
существа, явления природы, события, качества, действия, состояния/.
Различение слов-предметов по вопросам. Смысловое и грамматическое
значение слов-предметов.
Употребление в устной и письменной речи слов-признаков. Уяснение
смыслового и грамматического значения. Распространение предложений
определениями. Знакомство с явлениями антонимии, синонимии.
Употребление в речи слов-действий. Грамматическое и лексическое
значение глаголов. Изменение слов-действий по вопросам, по числам, по
временам. Согласование существительного с глаголом. Составление рассказа
по серии сюжетных картинок.
Предлог как слово. Его роль в речи. Выделение предлога из потока речи.
Употребление предлога для связи слов в предложении.
5. Связная речь.
Использование окончаний и предлогов для связи слов в предложении.
Понимание падежных форм существительных с предлогами.
Составление предложений по опорным словам, по вопросам, постановка
данного слова в определенной форме. Сопоставление частей речи по их роли в
предложении и связи с другими словами.
Логическая
связь
предложений.
Составление
рассказов
/повествовательных, описательных/.
8

Подгрупповые занятия по коррекции нарушений
письменной речи.
4 класс.
По программе – 60 часов
№
п/
п

Тема

Содержание

Лингвистическая
база речи
лексика
грамматика

Психологиче
ская
база речи

Ко
лво
час
ов

Дата
2017-2018

По
плану

Отличия и сходства
устной и письменной
речи.

Ознакомление с
видами речи, ее
значением в жизни
человека, ролью в
совершенствовании
умственной
деятельности.

Понятия: речь,
мысли,
сознание.

Закрепление
грамматических
связей
(согласование,
управление).

Развитие
мыслительных
операций
абстрагирован
ия, обобщения.
Развитие
вербального
запоминания.
Стимулирован
ие активности
речевых
высказываний.

II.
2.
3.

Гласные и согласные
звуки и буквы.
Различение мягких и
твердых согласных.

Словапаронимы.
Времена года.
Окружающий
мир.

Изменение числа
существительных,
падежные формы
существительных,
предложные
формы
существительных.

Развитие
мыслительных
операций
сравнения и
обобщения.
Активизация
внимания,
наблюдательно
сти,
сообразительн
ости.

1

02.10

5

05.10
09.10
12.10
16.10
19.10

III
.
4.

Употребление мягкого
знака в словах
различной слоговой
структуры и
позиционного
расположения.

Сад. Огород,
Лес. Поле.

Изменение
существительных
по числам.
Суффиксальный
способ
образования.
Употребление
неопределенной
формы глагола.

23.10
26.10

Шипящие согласные
звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Окружающий
мир.
Растительный
мир.

Изменение
существительных
по числам.
Согласование
существительных
с глаголами.
Употребление
предлогов.

Развитие
умения
обобщать,
улавливать
существенный
скрытый
смысл и
строить
логические
умозаключени
я.
Совершенствов
ание
мыслительных
операций
анализа,
синтеза,
сравнения;
слухового
внимания
(переключения
,
концентрации).

2

5.
2
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Обучение
различению
звуковой и
смысловой сторон
слов. Овладение
способами
выражения в слове
определенного
содержания,
выражение мыслей
более точно и полно.
Соотнесение
звуковой и
графической схем
слов.
Отработка
написания мягкого
знака в конце слов
(односложных,
двусложных), в
середине слов
(двусложных,
трехсложных).
Совершенствование
фонематического
восприятия.
Совершенствование
фонематического
слуха и восприятия.
Закрепление знаний
об акустических
признаках шипящих.
Применение правила
написания гласных
после шипящих.
Составление
рассказа «Гласные в
гостях у шипящих».

4

06.11
09.11
13.11
16.11

I.
1.
1
ч
е
т
в
е
р
т
ь

4

По
факту

18.09
21.09
25.09
28.09

12
ч

16
ч
9

IV
6.

Сопоставление
произношения и
написания согласных
звуков и букв на конце
слов и перед гласными в
формах одних и тех же
слов.

Ознакомление с
особенностями
проверяемых и
проверочных слов.
Развитие умения
сопоставлять
произношение и
написание,
подбирать
родственные слова.
Наблюдение за
произношением и
написанием слов с
удвоенной
согласной на стыке
приставки и корня,
корня и суффикса, в
корне слова.

Звонкие,
глухие
согласные.
Парные и
непарные
согласные.
Родственные
слова
различных
частей речи.
Окружающий
мир.

Изменение
существительных
по числам.
Образование
родственных слов.

Формирование
устойчивости
внимания,
осмысленности
восприятия.

4

20.11
23.11
27.11
30.11

7.

Анализ морфемного
состава слов с
удвоенными
согласными.

Образование
прилагательных от
существительных
с помощью
суффиксов.

2

04.12
07.12

Образование
однокоренных слов
различных частей речи.

Подбор родственных
слов для проверки
написания слов с
непроизносимой
согласной.
Составление
рассказа по серии
сюжетных картинок.

Охрана
здоровья.
Улица.

Словоизменение.
Словообразование:
прилагательных от
существительных,
глаголов от
прилагательных.

2

11.12
14.12

9.

Слогообразующая и
смыслообразующая
роль гласных.

Профессии.
Поле. Лес.
Огород.
Водоемы.

Словоизменение
(число
существительных).
Словообразование
(использование
уменьшительноласкательных
суффиксов).

4

18.12
21.12
25.12
28.12

10
.
3
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Нахождение
проверочного слова
путем изменения формы
слова и образования
родственных слов.

Наблюдение за
ритмическим
рисунком слов.
Составление
графических схем
слов с указанием
ударного слога.
Изменение
положения ударения
в слове,
лексического
значения слов.
Развитие умения
сравнивать гласные
звуки в ударном и
безударном слоге
форм одного и того
же слова.
Соотнесение
гласных букв и
звуков в безударной
позиции.

Расширение
объема и
осмысленности
восприятия.
Совершенствов
ание
мыслительных
операций
абстрагирован
ия, обобщения.
Формирование
произвольного
внимания,
расширение
объема и
возможностей
распределения
внимания.
Развитие
мыслительных
операций
анализа,
синтеза,
сравнения.
Совершенствов
ание
конкретнообразного
мышления,
осмысленного
запоминания.

8.

Окружающий
мир.

Изменение
существительных
по числам.
Образование
родственных слов.

Повышение
уровня
активности
мыслительных
операций.
Совершенствов
ание словеснологического
запоминания.

6

15.01
18.01
22.01
25.01
29.01
01.02

Составление
предложений со
словами,
обозначающими
предметы.

Различение словпредметов по
вопросам.
Смысловое значение
слов- предметов.
Установление
логической связи
слов в предложении.

Смысловые и
грамматические
признаки
предложений.

Формирование
мыслительных
процессов
анализа,
синтеза,
сравнения,
абстрагирован
ия, обобщения.

5

05.02
08.02
12.02
15.02
19.02

Ознакомление со

Уяснение

Конкретные
предметы,
живые
существа,
явления
природы,
события,
качества,
состояния.
Слова-

Смысловая и

Формирование

5

22.02

19
ч
V.
11
.

12

10

.

словами,
обозначающими
признаки предметов.

13
.

Лексическое значение
слов, обозначающих
действия и их
употребление в речи.

14
.
4
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Предлог как слово, его
роль в речи.

смыслового
значения слов,
отвечающих на
вопросы: какой?
Какая? Какое?
Какие? Их роль в
речи. Составление
описательных
рассказов о
предметах.
Формирование
умения ставить
вопрос к слову.
Наблюдение за
употреблением словдействий в
единственном и
множественном
числе; в настоящем,
будущем,
прошедшем
времени; 1, 2, 3
лице. Составление
рассказа по серии
сюжетных картин.
Выделение предлога
из потока речи.
Формирование
навыка графически
правильного
начертания
предлогов. Развитие
умения правильно
употреблять предлог
в предложении.

признаки,
обозначающие
цвет, форму,
запах,
величину,
материал, вкус,
назначение,
принадлежност
ь, качества.

грамматическая
зависимость
между словами.
Согласование
существительного
с прилагательным
в роде, числе,
падеже.

Предикативная
лексика по
темам:
«Школа»,
«Магазин»,
«Овощи»,
«Больница».
Употребление
синонимов и
антонимов.

Изменение словдействий по
вопросам.
Согласование
глаголов с
существительным
и.

Составление
телеграммы
(поздравительн
ой,
информационн
ой).

Употребление
предлога для связи
слов в
предложении.

элементов
смысловой
памяти.
Совершенствов
ание
мыслительных
процессов
анализа,
синтеза,
обобщения.
Совершенствов
ание
логического
мышления.
Формирование
организованно
сти памяти.

26.02
01.03
05.03
12.03

3

15.03
18.03
22.03

Совершенствов
ание
мыслительного
процесса
сравнения.
Формирование
элементов
абстрактного
мышления.

5

02.04
05.04
09.04
12.04
16.04

Совершенствов
ание
мыслительных
процессов
анализа,
синтеза,
обобщения,
процесса
концентрации
и
переключения
внимания.
Формирование
устойчивости
внимания.
Овладение
элементами
абстрактного
мышления:
суждения,
умозаключени
я.

3

19.04
23.04
26.04

2

30.04
03.05

Формирование
умений
устанавливать
причинноследственные,
временные

2

07.05
10.05

13
ч
15
.

Составление
предложений с
родственными словами.

Осознание
морфемного состава
слова; связи между
логическим
значением слова и
его структурой.
Уяснение
единообразного
написания корней
родственных слов.

Лексика по
темам: «Зима»,
«Режим дня».

Образование
различных частей
речи с помощью
суффиксов и
приставок.

VI
16
.

Использование
окончаний и предлогов
для связи слов в
предложении.

Лексика по
темам:
«Рыбы»,
«Насекомые»,
«Птицы».

Влияние предлога
на изменение
окончаний и
смысл
существительных.

17
.

Смысловая и
грамматическая связь
слов в предложениях.

Наблюдение за
близостью функций
предлогов и
окончаний в речи.
Углубление знаний
о связи слов в
предложении.
Подготовка к
пониманию
падежных форм
существительных с
предлогами.
Установление связи
слов в предложении
последовательности
предложений.
Составление
рассказа по

Лексика по
темам:
«Времена
года»,
«Профессии»,
«Режим дня»,

Падежные формы
существительных
(предложные и
беспредложные).
Закрепление
грамматических

11

картинному плану.

Объяснительный
диктант.

«Охрана
здоровья».

связей
согласования и
управления.

Проверка ЗУН в
письменной речи.

связи;
процессов
конкретизации
и
переключения
внимания;
смысловой
памяти.

1

14.05

Подгрупповые занятия по коррекции лексикограмматической стороны речи.
4 класс.
По программе – 32 часа
№
п/
п

Тема

I.
1.

Формирование понятий на
основе анализа и синтеза.

1
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Содержание

Составление
предложений об
улице, на которой
расположена школа
(ответы на вопросы).

Лингвистическая
база речи
лексика
грамматика
Обогащение
словарного
запаса по теме
«Улица».

Использование
опорных слов
вопроса.

Психологичес
кая
база речи

Ко
лво
час
ов

Развитие
пространственно
й ориентировки.
Формирование
нагляднообразного
мышления.

3

Дата
2017-2018

По
плану

По
факту

15.09
15.09

19.09
20.09
26.09
27.09

7
Ч

2.

3.

4.

Формирование понятий на
основе сравнений и
классификаций.

Формирование понятий на
основе абстракции и
обобщения.

Сравнение форм слов на

Составление
предложений по
сюжетным
картинкам.
Составление
рассказа по
картинному плану.
Составление
рассказа по опорным
словам.

Существительны
е по теме:
«Сезонные
изменения».
Употребление
прилагательных,
характеризующи
х осень.

Согласование
существительны
хс
числительными,
образование
глаголов от
прилагательных,
обозначающих
цвет.

Составление
предложений о
классе-группе,
классе-комнате.
Самостоятельный
рассказ учащихся по
графическим
опорам.

Лексика по теме
«Школа» (классгруппа, класскомната,
мебель).

Употребление
предлогов: в, из,
с, от, около.

Составление

Словарь по теме

Образование

Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности:
обучение
умению делать
сравнения,
умозаключения.
Развитие
осмысленного
вербального
запоминания.
Развитие
мыслительных
операций
абстракции
обобщения.
Расширение
объема и
концентрации
внимания.
Совершенствова
ние зрительного
и слухового
восприятия.
Совершенствова

2

03.10
04.10

10.10
11.10

2

17.10
18.10

24.10
25.10

2

07.11
12

2
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

основе выделения
предметов, действий,
признаков.

предложений по
сюжетным
картинкам и
опорным словам.
Составление
рассказа по
картинному плану.

«Осень»
(изменения в
живой и
неживой
природе).
Названия
деревьев.

относительных
прилагательных
(лист березы –
березовый лист).
Образование
прилагательных
и глаголов от
существительны
х.

ние мелкой и
общей моторики.
Развитие умения
наблюдать,
выделять
основные и
существенные
признаки.

Изменение
грамматических
категорий (единственное
и множественное число
существительных,
прилагательных,
глаголов).

Звукослоговой
анализ слов.
Изменений
морфемного состава
слов. Образование
семантических
полей. Составление
описательного
рассказа об овоще.

Лексика по теме
«Овощи».

Изменение числа
существительны
х,
прилагательных,
глаголов.
Согласование
существительны
хс
прилагательным
и и глаголами.

2

Изменение
грамматических
категорий (падежные
формы именсуществительных).

Составление
предложений по
предметной
картинке, подбор
прилагательных к
существительным.
Описательный
рассказ о ягоде по
графической схеме.
Составление
словосочетаний
существительное +
прилагательное.
Распространение
простых
предложений.
Описательный
рассказ по вопросам.

Лексика по теме
«Ягоды»,
употребление
качественных
прилагательных.

Изменение
существительны
х по вопросам
косвенных
падежей.

Стимуляция
продуктивности
познавательной
деятельности
через повышение
активности
внимания,
расширение
границ
восприятия.
Совершенствова
ние памяти.
Развитие
психических
процессов
анализа, синтеза,
сравнения.

Лексика по теме
«Деревья».
Сезонные
изменения
зимой.

Согласование
прилагательных
с
существительны
ми в роде.

2

Установление смысловых
и грамматических связей
между словами.

Построение
предложений по
графической схеме и
опорным словам.

Лексика по теме
«Одежда».

Согласование
существительны
хс
прилагательным
и в роде и числе.
Закрепление
грамматической
связи
«управление».
Образование
прилагательных
от названия
времен года.

Совершенствова
ние процессов
анализа, синтеза,
сравнения,
обобщения.
Обучение
умению делать
умозаключения
и выводы.
Развитие
зрительного
восприятия,
умения
концентрировать
внимание.
Совершенствова
ние мелкой
моторики,
мыслительных
процессов
анализа и
синтеза.
Расширение
объема и
возможностей
концентрации
зрительного
внимания и
восприятия.

1

16.01
17.01

Осознание формы слов в
предложении.

Актуализация
опорных знаний.
Построение
предложений с

Лексика по теме
«Обувь».

Образование
прилагательных
от
существительны

Установление
временных,
смысловых
связей.

1

23.01
24.01

08.11
14.11
15.11

8
Ч
II.
5.

6.

7.

III
.
8.

Изменение
грамматических
категорий (согласование
существительных с
прилагательными в роде).

3
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

21.11
22.11

28.11
29.11

2

05.12
06.12
12.12
13.12

19.12
20.12

26.12
27.12

10
Ч
9.

13

опорой на слова
вопроса. Смысловая
связь предложений.

10
.

Понимание связи слов в
предложении по
вопросам.

Структурирование
предложений с
опорой на
графическую схему
и опорные слова.

Лексика по теме
«Посуда».

11
.

Конструирование
предложений по
предложенным моделям.

Составление
рассказа по
опорному плану из
предложений
определенной
грамматической
конструкции.
Развитие умения
обобщать на основе
сравнений.
Анализ звукового и
слогового состава
слов.
Словообразование:
префиксальный и
суффиксальный
способы.
Составление
предложений,
распространение по
вопросам.
Составление
описательного
рассказа.
Анализ звукослогового состава
слова. Работа по
изменению и
словообразованию.
Составление
деформированных
предложений.

Лексика по теме
«Домашние
животные».

12
.

Выбор грамматической
формы подходящего
слова.

13
.

Употребление
грамматической формы в
развернутом виде.

IV
.
14
.

Закрепление грамматикосинтаксических моделей.

15

Установление

х,
уменьшительноласкательной
формы
существительны
х.
Согласование
числительных с
существительны
ми,
прилагательных
с
существительны
ми. Изменение
числа
существительны
х.
Использование
предлогов.
Порядок слов в
предложении.
Распространение
предложений с
помощью
дополнения и
определения.

Лексика по теме
«Дикие
животные».
Сезонные
изменения
(весна).

Образование
глаголов с
помощью
приставок,
существительны
х с помощью
суффиксов.
Закрепление
связей слов в
предложениях:
согласования,
управления,
примыкания.

Лексика по теме
«Птицы».

Изменение
существительны
х и глаголов по
числам.
Закрепление
падежных форм
существительны
х. Согласование
существительны
хс
числительными.

Установление связи
слов в предложении
путем постановки
смысловых
вопросов.

Лексика по теме
«Домашние
птицы».

Изменение
существительны
х и глаголов по
числам.
Закрепление
падежных форм
существительны
х. Согласование
существительны
хс
числительными.

Заканчивание

Лексика по теме

Установление

Совершенствова
ние процессов
анализа, синтеза,
сравнения,
обобщения.
Формирование
мотива
высказывания
путем
моделирования
условий.
Установление
причинноследственных
связей.
Совершенствова
ние анализа и
синтеза.
Активизация
произвольного
внимания,
процессов
анализа, синтеза,
сравнения.
Расширение
границ
зрительного
восприятия.
Развитие общей
и мелкой
моторики.
Ускорение темпа
и расширение
поля восприятия.
Развитие
устойчивости и
избирательности
внимания.

1

30.01
31.01

2

06.02
07.02

Развитие
мыслительных
процессов
анализа и
синтеза,
сравнения и
обобщения.
Совершенствова
ние зрительного
восприятия,
развитие
вербальной
памяти.
Развитие
мыслительных
процессов
анализа и
синтеза,
сравнения и
обобщения.
Совершенствова
ние зрительного
восприятия,
развитие
вербальной
памяти.
Совершенствова

1

06.03
07.03

2

13.03
14.03

13.02
14.02

2

20.02
21.02

27.02
28.02

20.03
21.03

4

03.04
14

.
4
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

последовательности
выполнения логикограмматических
операций.

предложения путем
выбора подходящих
по смыслу слов и
грамматических
форм.
Распространение
предложений
дополнением.

«Рыбы».
Употребление
предлогов и
относительных
прилагательных.

связей слов в
предложении с
помощью
смысловых
вопросов.

ние мелкой
моторики.
Формирование
познавательных
интересов и
самоконтроля.
Развитие
вербальной и
двигательной
памяти.

04.04
10.04
11.04
17.04
18.04
24.04
25.04

7
Ч
16
.

Автоматизация
грамматических структур
посредством отработки
разных моделей
предложения.

Составление
предложений с
использованием
отработанных
грамматических
конструкций.
Составление загадок
с выделением
характерных
признаков предмета.

Лексика по теме
«Насекомые».
Сезонные
изменения
(лето).

Изменение слов
по числам.
Закрепление
грамматических
связей
(управление,
согласование).

Установление
причинноследственных
связей,
временных
отношений.
Формирование
слухового
внимания,
вербального
запоминания.

3

08.05
08.05
15.05
15.05
16.05
16.05

15

5 класс
Подгрупповые занятия по коррекции нарушений письменной речи
(2 раза в неделю по 30 минут)
№ по
программе

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование темы
Речь
Звук
Слог
Слово
Предложение
Связная речь
Итого:

Кол-во
занятий
3
11
6
12
13
17
60

В том числе
теоретических практических
1
2
1
10
1
5
2
10
1
12
2
13
8
52

5 класс.
Коррекция нарушений письменной речи /64 урока/.
1. Речь.
Значение слова в жизни человека.
Сопоставление речи и языка. Способы выражения мысли в устной и
письменной форме.
Применение языковых средств в общении.
Взаимодействие внешней и внутренней речи.
2. Звук.
Акустические и артикуляционные свойства гласных и согласных звуков.
Сопоставление и сравнение групп гласных и согласных.
Уяснение их признаков и роли в речи.
Различение на слух и правильное воспроизведение в речи
смыслоразличительных звуковых единиц.
Способы озвончения и оглушения согласных.
Лексика по темам: «Школа», «Обувь», «Одежда».
Различение на слух и по кинестетическим ощущениям твердых и мягких
согласных.
Лексика по темам: «Учебные вещи», «Деревья», «Мебель».
Сравнение слов по смыслу, произношению и написанию. Обозначение
мягкости согласных мягким знаком.
Употребление существительных, обозначающих названия месяцев,
учебные действия, качества человека, числительные.
3. Слог.
Сравнение произношения и написания гласных в корнях родственных
слов. Обоснование написания гласных в слогах в ударной и безударной
позиции.
Лексика по теме: «Окружающий мир».
4. Слово.
Корень - показатель лексического значения слов. Связь лексического
значения слова и его структуры.
Изменение значения слов с помощью приставок и суффиксов. Уяснение
смысла морфем. Различение звукового и морфемного состава. Суффикс и
16

приставка - показатели грамматического значения слов. Осознанное усвоение и
практическое применение образования слов с помощью суффиксов и
приставок. Вставка в предложение слов с подходящими по смыслу
приставками и суффиксами.
Синтаксическая роль окончаний. Изменение существительных по числам,
прилагательных по родам и числам, глаголов по числам, родам, временам.
5. Предложение.
Употребление в предложении существительных 1 склонения в
именительном, родительном, дательном, винительном, творительном.
предложном падежах.
Связь слов в предложении с помощью флексий.
Употребление в предложении существительных 2 склонения. Изменение
окончаний имен существительных в зависимости от вопроса. Лексика по
темам: «Животный мир», «Растительный мир».
6. Связная речь.
Составление предложений с существительными 3 склонения в различных
падежах. Наблюдение за изменением содержания предложения в зависимости
от изменения окончания существительного.
Логическая связь предложений. Определение главной мысли текста.
Последовательное изложение мыслей. Закрепление грамматической связи слов
о предложении /управление, согласование, примыкание/ при составлении
рассказов по теме, по представлению.
Лексика по темам: «Продукты», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт»,
«Времена года», «Семья», «Охрана здоровья».

17

Подгрупповые занятия по коррекции нарушений письменной речи.
5 класс.
По программе – 60 часов
№
п/п

I.
1.
1
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Тема

Отличия,
сходство,
значение,
применение
устной и
письменной
речи.

Содержание

Значение слова в
жизни человека.
Сопоставление речи
и языка. Способы
выражения мысли в
устной и письменной
форме. Применение и
использование
языковых средств.

Лингвистическая
база речи
лексика
грамматика

Язык –
средство
общения. Речь
– средства в
действии.
Единицы
речи.

Реализация
речевого замысла
в устной и
письменной речи.

Психологическая
база речи

Стимуляция мотива
высказывания.
Установление и
поддержание
целенаправленного
общения.

Ко
лво
ча
со
в
4

3.

4.

2
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

По
плану

По
факту

15.09
15.09

18.09
18.09

20.09
22.09

12
Ч

II.
2.

Дата
2017-2018

25.09
25.09
Акустические и
артикуляционны
е свойства
гласных и
согласных
звуков.

Способы
оглушения и
озвончения
гласных.

Звукобуквенный
анализ слогов с
твердыми и
мягкими
согласными.

Сопоставление и
сравнение группы
гласных и согласных
звуков. Уяснение их
признаков и роли в
речи. Различение на
слух и правильное
воспроизведение в
речи
смыслоразличительн
ых звуковых единиц.
Овладение умением
подбирать
родственные слова с
целью проверки
сомнительных
согласных.
Сравнение
произношения и
написания слов с
сомнительными
согласными.
Усвоение слогового
принципа
обозначения
твердости и мягкости
согласных,
различение на слух и
по кинестетическим
ощущениям.

Гласные
(ударные,
безударные),
согласные
(звонкие,
глухие,
твердые,
мягкие,
шипящие,
свистящие,
соноры).
Фонетический
разбор.
Лексика по
темам:
«Школа»,
«Обувь»,
«Одежда».

Лексика по
темам:
«Продукты»,
«Деревья»,
«Мебель»,
«Учебные
вещи».

Использование
изученных
грамматических
форм и их
смысловых
возможностей.

Согласование
существительных
и глаголов в лице,
числе.
Закрепление
грамматической
связи
«управление».

Дописывание
предложений
подходящими по
смыслу словами.

Расширение границ
поля слухового
восприятия, развитие
произвольности,
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
процессов анализа,
синтеза, обобщения,
сравнения.

2

Активизация
процесса обобщения.
Нормализация
аффективной сферы.
Формирование
прочности
сохранения и
точности
воспроизведения.

4

Совершенствование
процессов анализа,
синтеза, сравнения,
обобщения.
Расширение границ
слухового
восприятия.

4

27.09
29.09

02.10
02.10

04.10
06.10
09.10
09.10
11.10
13.10
16.10
18.10
23.10
23.10
25.10
27.10
06.11
06.11
08.11
10.11

16
Ч

18

5.

III.
6.

Сравнение слов
по смыслу,
произношению и
написанию.

Обозначение
мягкости согласных
мягким знаком.
Формирование
умственных действий
по анализу слов.

Сравнение
произношения и
написания
корней
родственных
слов.

Обоснование
написания гласных в
ударной и
безударной позиции.
Закрепление навыков
фонематического
анализа. Составление
предложений с
родственными
словами.
Установление
логической связи
между
предложениями.

Название
месяцев,
учебных и
бытовых
действий,
числительные,
качества
человека.
Лексика по
темам:
«Профессии»,
«Дикие и
домашние
животные и
птицы».
Лексика по
теме
«Окружающи
й мир».

Изменение
существительных
по числам.
Неопределенная
форма глаголов.
Образование
глаголов от
прилагательных и
существительных.

Совершенствование
процессов анализа,
синтеза, сравнения,
обобщения.
Формирование
прочности
сохранения и
прочности
воспроизведения.

2

Изменение формы
слов.
Употребление
грамматических
связей
«согласование»,
«управление».

Развитие чувства
ритма.
Формирование
целенаправленной
деятельности,
самоконтроля.
Расширение границ
слухового
восприятия.

6

13.11
13.11
15.11
17.11

20.11
20.11
22.11
24.11
27.11
27.11
29.11
01.12
04.12
04.12
06.12
08.12

IV.
7.

8.

3
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Т
Ь

Корень как
показатель
лексического
значения.

Образование
новых слов с
помощью
приставок.

Роль корня как
значимой части
слова. Общее
лексическое значение
родственных слов.
Связь лексического
значения слова и его
структуры.
Сопоставление
написания корней
родственных слов.

Родственные
слова
различных
частей речи.
Лексика по
темам; «Лес»,
«Сад»,
«Поле»,
«Огород»,
«Водоемы».

Осознание структуры
слов. Определение
смыслового значения
приставок.
Изменение
лексического
значения слов с
помощью приставок.
Составление
предложений с
приставочными
глаголами.

Однокоренные
слова.
Антонимы.

Словообразование
на основе речевой
практики.

Совершенствование
процессов анализа,
синтеза, сравнения,
обобщения.

4

11.12
11.12
13.12
15.12
18.12
18.12
20.12
22.12

Префиксальный
способ
образования
новых слов
(глаголов,
прилагательных).
Составление
предложений
(двусоставных,
распространенных
). Употребление
сложных
предложений.

Развитие умения
сравнивать, делать
умозаключения и
выводы.

3

26.12
26.12

27.12
29.12

15.01
15.01

20
Ч
19

9.

10.

V.
11.

Образование
новых слов с
помощью
суффиксов.

Синтаксическая
роль окончаний.

Употребление в
предложении
существительны
х 1 склонения в
разных падежах.

Определение
смыслового значения
суффиксов.
Изменение
лексического
значения слов с
помощью суффиксов.
Наблюдение за
изменение
содержания
предложений.
Уточнение знаний об
окончании как части
слова. Передача
грамматического
значения слова с
помощью окончаний.

Изменение
существительных по
падежам. Связь слов
в предложении с
помощью окончаний
и смысловых
вопросов.
Составление рассказа
по картинному
плану.

Родственные
слова с
уменьшительн
оласкательным
и суффиксами
и суффиксами,
обозначающи
ми профессии.

Суффиксальный
способ
образования слов.
Составление
рассказа с
однокоренными
словами.

Лексика по
темам:
«Продукты»,
«Мебель»,
«Учебные
вещи»,
«Школа»,
«Улица»,
«Транспорт»,
«Магазин».

Связь слов в
предложении
помощью
окончаний.
Понимание
падежных форм
существительных.
Изменение
прилагательных
по родам, глаголов
по временам.
Закрепление
грамматической
связи
«управление».

Лексика по
темам:
«Семья»,
«Деревья»,
«Ягоды».

Совершенствование
мыслительного
процесса сравнения.
Активизация
слухового снимания.
Расширение границ
восприятия.

3

17.01
19.01
22.01
22.01
24.01
26.01

Отработка
целенаправленности
восприятия
(слухового,
зрительного).

3

29.01
29.01
31.01
02.02
05.02
05.02

Автоматизация
произвольности и
устойчивости
внимания. Отработка
моторного темпа
выполнения заданий.

7

07.02
09.02
12.02
12.02
14.02
16.02
19.02
19.02
21.02
21.02
26.02
26.02
28.02
02.03

12.

Употребление в
предложении
существительны
х 2 склонения в
разных падежах.

Изменение
окончаний имен
существительных в
зависимости от связи
с другими словами.
Обучение постановке
вопроса.
Определение
главного и
зависимого слова.

«Домашние и
дикие
животные».
«Домашние и
дикие птицы».
«Растения».

Разбор по членам
предложения.
Смысловая и
грамматическая
связь слов.
Составление
описательного
рассказа.

Осуществление
мыслительных
операций анализа,
синтеза, обобщения.
Формирование
целенаправленности
деятельности.

5

05.03
05.03
07.03
09.03
12.03
12.03
14.03
16.03
19.03
19.03

VI.
13.

4
Ч
Е
Т
В
Е
Р

Составление
рассказа с
существительны
ми 3 склонения в
разных падежах.

Наблюдение за
изменением
окончаний имен
существительных в
зависимости от
вопроса и связи с
другими словами.
Уяснение смысла
предложения в
зависимости от
изменения окончания
существительного.

Лексика по
теме «Лес».

Соотнесение
главных и
второстепенных
членов внутри
предложения.
Конструирование
предложения.

Осуществление
мыслительной
работы во
внутреннем плане.

5

21.03
23.03

02.04
02.04

04.04
06.04

20

Т
Ь

09.04
09.04

12
Ч

14.

11.04
13.04

Закрепление
грамматической
связи
(управление) в
предложениях
при составлении
рассказа.

Употребление
предлогов и
окончаний для связи
слов в предложении.
Наблюдение за
изменением формы
существительного в
зависимости от
предлога. Сходство
предлога и
окончания.

Лексика по
темам:
«Продукты»,
«Овощи»,
«Фрукты»,
«Транспорт».

Выражение в
слове круга
взаимоотношений
между предметами
мысли.
Усложнение
структуры
предложения.

Стимуляция
активности
произвольного
внимания,
вербального
запоминания,
осмысления,
восприятия,
логического
мышления.

6

16.04
16.04
18.04
20.04
23.04
23.04
25.04
27.04
30.04
30.04
04.05
04.05

15.

Объяснительный
диктант с
элементами
изложения.

Актуализация
словаря по
лексическим темам
программы.
Закрепление
грамматических
связей слов в
предложении.

Лексика по
темам:
«Весна»,
«Лето»,
«Охрана
здоровья».

Практическое
применение
навыков
фонетического,
морфологического
, синтаксического
разбора.

Развитие
самоконтроля,
концентрации
внимания,
целенаправленности
деятельности,
логического
мышления.

1

07.05
07.05

1

11.05
11.05

21

Групповые занятия по коррекции нарушений письменной речи
(2 раза в неделю по 30 минут)
№ по
Наименование темы
Кол-во
В том числе
программе
занятий
теоретических практических
1.
Речь
4
2
2
2.
Звук
6
2
4
3.
Слог
6
1
4
4.
Слово
16
1
14
5.
Предложение
21
2
19
6.
Связная речь
9
4
5
Итого:
60
12
48

Групповые занятия по коррекции нарушений
письменной речи.
7 класс.
По программе – 60 часов
№п/
п

Тема

Содержание

Коли–
чество
часов

Дата
2017-2018
По
По
пла фак
ну
ту

I четверть -12 часов
1

Гласные и согласные звуки и
буквы.

Обучение различению звуковой и смысловой сторон слов.
Овладение способами выражения в слове определенного
содержания, выражение мыслей более точно и полно.
Соотнесение звуковой и графической схем слов.

1

19.09

2

Составление предложений
с однородными членами.
Корень
слова.
Однокоренные слова.

Формирование умения составлять предложения с
однородными членами, правильно его записывать.
Закрепление понятия «корень». Выделение единого
корня в серии слов, образование однокоренных слов,
относящихся к различным частям речи. Развивать
наблюдательность к языковым явлениям.
Формирование умений правильно ставить ударение и
находить безударную гласную.
Формирование умений проверять написание безударных
гласных разными способами.
Развитие орфографической зоркости.
Формирование умений подбирать проверочные слова с
целью проверки сомнительных согласных.

2

20.09
26.09
27.09

3

4

5

6

Безударная
гласная,
проверяемая ударением.

Правописание звонких и
глухих согласных в корне
слова, на конце слова.

2

03.10
3

04.10
10.10
11.10

2

17.10
18.10

Образование и написание
сложных слов.

Формирование
умения
пользоваться
навыками
словообразования, способами образования сложных
слов, выделять корни в сложном слове.

Существительное. Род и
число существительных.
Правописание
существительных
с
шипящей на конце.
Три
склонения
существительных
в
единственном числе.

Формирование умений различать существительные по
родам, по числам. Развитие функций словоизменения.
Формирование умений писать существительные с
шипящей на конце.

2
1

07.11
08.11
14.11

Формирование умений
существительных

2

15.11

2

24.10
25.10

II четверть – 16 часов
1
2

3

определять

склонение

21.11
22

4

Правописание падежных
окончаний
имѐн
существительных
в
единственном числе.

Формирование
умений
изменять
имена
существительные по падежам, правильно записывать
ударные и безударные падежные окончания.

5

Изложение
–
повествование
по
составленному плану.
Правописание падежных
окончаний
имѐн
существительных
во
множественном числе.
Изложение по рассказу.

Повторение признаков повествовательного текста,
умение выделять тему, главную мысль текста. Умение
записывать изложение по заданному плану.
Формирование
умений
изменять
имена
существительные по падежам, правильно записывать
ударные и безударные падежные окончания.
по

1

13.12
19.12
20.12
26.12
27.12

1

Имя
прилагательное.
Значение
имѐн
прилагательных в речи.

1

16.01

2

Согласование
прилагательных
с
существительными в роде.
Согласование
прилагательных
с
существительными
в
числе.
Склонение
имѐн
прилагательных
в
единственном числе.

Развитие словаря признаков. Формирование умения
давать характеристику частям речи, различать части
речи по вопросам, знать значение имѐн прилагательных
в речи.
Умение правильно и чѐтко произносить окончания
прилагательных. Умение согласовывать прилагательные
с существительными в роде.
Умение
согласовывать
прилагательные
с
существительными в роде.

2

17.01

6

7

Формирование
рассказу.

умений

записывать

изложение

5

1

4

22.11
28.11
29.11
05.12
06.12
12.12

III четверть – 20 часов

3

4

23.01
2

24.01
30.01

Формирование умений склонять имена прилагательные
в единственном числе, правильно ставить вопросы от
существительного к прилагательному.

4

5

Изложение – рассуждение.

Умение записывать изложение - рассуждение

2

6

Склонение
имѐн
прилагательных
во
множественном числе.

Формирование умений склонять имена прилагательные
во множественном числе, правильно ставить вопросы от
существительного к прилагательному.

4

31.01
06.02
07.02
13.02
14.02
20.02
21.02
27.02
28.02
06.03

Сочинение
–
повествование по серии
картинок.

Формирование умения письменно излагать рассказ по
серии картинок.

1

Глагол. Значение глагола в
речи.

Формирование умения давать характеристику частям
речи. Развитие словаря глаголов. Различие частей речи
по вопросам.

1

14.03

2

Изменение
временам.

Формирование умения изменять глаголы по временам.
Знать три времени глаголов.

2

20.03

7

глаголов

по

2

07.03
13.03

21.03

IV четверть – 12 часов
3

Изменение
числам.

4

Время и число глаголов.

5

Неопределѐнная
форма
глагола.
Правописание частицы не
с глаголами.
Простое
и
сложное
предложение.

6
7

глаголов

по

Формирование умения изменять глаголы по числам.
Развитие временных представлений.

1

03.04

Формирование умений изменять глаголы по временам и
числам.
Формирование
умения
различать
глаголы
неопределѐнной формы, правильно их записывать.
Формирование умения писать частицу не с глаголами.
Различать части речи по вопросам.
Формирование умений строить простое и сложное
предложение. Выделять главные и второстепенные
члены предложения. Развитие связной речи.

1

04.04

1

10.04

1

11.04

2

17.04
18.04
23

8
9

Местоимение.
Значение
местоимений в речи.
Личные местоимения.

10

Правописание предлогов с
местоимениями.

11

Проверка
навыков
письменной речи. (Один
раз в четверть).

Знакомство с местоимением, его значением в речи.
Развитие словаря местоимений.
Формирование умения знать и различать личные
местоимения. Употребление личных местоимений в
устной и письменной речи.
Формирование
умения
писать
местоимения
с
предлогами.

2
2

24.04
25.04
30.04
08.05

1

15.05

1

16.05

24

Требования к уровню подготовки.
2 класс
Учащиеся должны знать:
- особенности звучания глухих, звонких, шипящих, свистящих,
аффрикативных согласных, соноров;
- гласные буквы е, е, ю, я в начале слова обозначают два звука;
- буквы я, е, ю, н, е, ь служат для обозначения мягкости согласных,
мягкие согласные произносятся с большим напряжением органов речи;
- слова, различающиеся по звуковому составу, имеют разное лексическое
значение;
- смысловые и грамматические признаки слов, обозначающих предметы,
действие;
- принцип построения словосочетаний;
- значение предложений в речи.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать фонему по постоянным различительным признакам;
- дифференцировать артикуляторно близкие звуки /а-о, у-ю, с-ю, и-е,
твердые и мягкие согласные/, акустически близкие звуки /звонкие-глухие, шж, ш-ш, ч-щ, с-з, с-ц, ж-з, ч-ц, р-л, к-т, м-н, д-г, и-й /;
- различать кинетически сходные буквы /и-у, б-д/;
- устанавливать состав звуков в слове, их количество, своеобразие,
порядок следования;
- сравнивать звуковую и смысловую стороны слов;
- следить за непрерывным потоком слогов, определять их количество и
последовательность;
- выделять предложения из речи, определять количество слов в
предложении, располагать два, три предложения в последовательном
порядке.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
- использовать в ситуативной и контекстной речи поставленные звуки;
- правильно обозначать их графически;
- составлять графическую схему слова, предложения;
- развертывать однословные высказывания в двухсловные, многословные;
- составлять словосочетания по предметным и сюжетным картинкам и
репродуцировать их и предложения;
- употреблять в речи номинативный и предикативный словарь по изученным лексическим темам;
- изменять существительные по числам;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, глаголы с помощью приставок, глаголы от существительных;
- использовать специфические языковые средства /окончания, простые
предлоги, порядок слов.

25

4 класс
Учащиеся должны знать:
- структуру и грамматические признаки простых распространенных
предложений;
- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в
предложениях;
- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных
частей слова;
- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными
речевыми средствами;
- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу
содержание;
- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением
обогащает речь;
- грамматические средства изменения существительных, прилагательных,
глаголов;
- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения
синтаксической роли.
Учащиеся должны уметь:
- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в
состав предложений разных структур;
- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части
/окончанию, суффиксу, приставке/;
- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их
связям с другими словами в предложении;
- определять значение наиболее употребимых существительных с мягким
знаком;
- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в
составе предложения;
- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;
- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для
выражения отношений между словами;
- определять тему рассказа по содержанию.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
- пользоваться грамматическими обобщениями на основе анализа и
синтеза;
- применять способы конструирования предложений;
- понимать и употреблять в речи побудительные, повествовательные и
вопросительные предложения;
- применять словообразовательные модели /образовывать слова различных
частей речи с помощью приставок и суффиксов для выполнения в предложении
определенные синтаксических ролей/;
- строить высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым
материалом /диалог, рассказ, описание, рассуждение/.
26

5 класс
Учащиеся должны знать:
- характеристику, значение, роль основных частей речи /существительных,
глаголов, прилагательных, предлогов/;
- употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых
контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз, ускоряет их
запоминание;
- лексическое значение слов определяется морфемными составляющими;
- для развития общения с окружающими, понимания словесной
информации необходимо постоянно накапливать не только речевые средства,
но и упражняться в разных видах речевой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- использовать в самостоятельной устной и письменной речи усвоенные
речевые средства;
- определять начальную форму существительных разных родов,
образование формы этих существительных, исходя из изменения их
синтаксической роли;
- определять окончания существительных мужского, женского и среднего
рода в единственном и множественном числе в начальной форме, в косвенных
падежах;
- согласовывать существительное с другими частями речи;
- образовывать слова различных частей речи с помощью приставок и
суффиксов для выполнения в предложении определенных синтаксических
ролей;
- составлять рассказ по картинному и словесному плану, по теме;
- понимать и употреблять в речи предложения с однородными членами и
обобщающими словами.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
- применять правила построения предложений в определенной
последовательности с соблюдением порядка слов и грамматических закономерностей;
- перестраивать предложения, изменять их состав, связь слов для
выражения определенных смысловых отношений;
- образовывать лексические группы существительных, глаголов,
прилагательных;
- использовать существительные в качестве дополнения, прилагательные в
качестве определения для распространения предложений;
- связывать несколько предложений определенной логикой событий,
соблюдать временные и причинно-следственные отношения в серии предложений.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
27

Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью суффиксов и
приставок;
- различать части речи;
- строить простое предложение, сложное предложение;
- писать сочинение, изложение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дидактическое обеспечение
1.

Методическое обеспечение

Лалаева Р. И. Логопедическая работа в 1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З]
коррекционных классах: метод пособие

[З’] [Ц]. Домашняя логопедическая тетрадь

для учителя-логопеда // Коррекционная

для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 224 с.
2.

2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Л]

Чиркина Г. В. Методы обследования

[Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для

речи детей: пособие по диагностике

детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

речевых нарушений / Под общ. ред. Г. 3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]

3.

В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.

[Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая

Спирова Л. Ф. Особенности речевого

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

развития

Сфера.

учащихся

с

тяжелыми

нарушениями речи (I—IV классы). — 4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]

4.

М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с.

[Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь для

Хрестоматия по логопедии (извлечения

детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

и

тексты):

студентов

учебное
высших

пособие
и

для 5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С]

средних

— [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] — [Ц], [С’]

специальных педагогических учебных

— [Ш]. Домашняя логопедическая тетрадь

заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С.

для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: 6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С]

5.

ВЛАДОС. – 560 с.

[С’]. Домашняя логопедическая тетрадь для

Поварова И. А. Коррекция заикания в

детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Сфера.

играх

и

руководство

тренингах:
для

Практическое 7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ч]

заикающихся

и

логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с.
6.

[Щ]. Домашняя логопедическая тетрадь для
детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

Селиверстов В. И. Заикание у детей: 8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ш]
Психокоррекционные и дидактические

[Ж].Домашняя логопедическая тетрадь для
28

основы логопедического воздействия:

детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфер.

Учеб. пособие для студ. высш. и сред. 9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для

7.

8.

пед. учеб. заведений // Коррекционная

детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова,

педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.

В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.

Ястребова А. В. Коррекция заикания 10. Примерная

основная

детей младшего школьного возраста //

общеобразовательная программа начального

Библиотека практикующего логопеда.

общего

— М.: АРКТИ. — 96 с.

тяжелыми

Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М.

образования и науки Рос. Федерации. – М. :

Устранение

Просвещение, 2017.

детей:

открытой

Методы

ринолалии

обследования

у

Диагностика
младших

письма

и

школьников

чтения

образования

обучающихся

нарушениями

речи

/

с

М-во

и 11. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО

коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с.
9.

адаптированная

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический
у

(сборник

альбом. — Екатеринбург: Издательский дом
Литур. — 24 с.

материалов) / Н. В. Струнина, Т. А. 12. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО
Яцук. — Челябинск. — 60 с.

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический

10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.
— М.: ВЛАДОС. — 280 с.

альбом. — Екатеринбург: Издательский дом
Литур. — 24 с.

11. Фотекова Т. А. Тестовая методика 13. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО
диагностики

устной

речи

младших

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический

школьников: метод. пособие / Т. А.

альбом. — Екатеринбург: Издательский дом

Фотекова

Литур. — 24 с.

//

Библиотека

логопеда-

практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с.
12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж

14. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО
ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический

при дизартрии / Е.Ф. Архипова //

альбом. — Екатеринбург: Издательский дом

Библиотека логопеда. — М.: АСТ:

Литур. — 24 с.

Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с.
13. Блыскина И. В. Комплексный подход к

15. Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г. В.
Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.: Аркти.

коррекции речевой патологии у детей.
Логопедический массаж: методическое
пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.
14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж:
учеб. пособие для студ. высш. учеб.
29

заведений. — М.: Академия. — 96 с.
15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и
артикуляционная
Практическое

гимнастика:

пособие.

—

СПб.

:

КОРОНА – Век. — 80 с.
16. Веселые

скороговорки

«непослушных»

звуков

\

для
Автор-

составитель И. Г.Сухин. — Ярославль:
Академия развития. — 192 с.
17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь
/ Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с.
18. Успенская Л. П., Успенский М. Б.
Учитесь правильно говорить. Кн. для
учащихся. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Просвещение. — 224 с.
19. Успенская Л. П., Успенский М. Б.
Учитесь правильно говорить. Кн. для
учащихся. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение. — 319 с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».